"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (401) от 14.06.2007

Продолжение Темы

Новые правила езды от Иващенко

Владимир ЕФИМОВ

Стоявший третьим в повестке дня прошедшего 7 июня заседания постоянной комиссии Саратовской городской думы по промышленности, транспорту, связи и торговле вопрос «О ходе исполнения решения Саратовской городской думы от 15 июля 2003 года № 36–336 «Об утверждении Правил организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Саратове» оказался самым важным.

Особую значимость вопросу придавала очень сложная ситуация, сложившаяся на маршрутах автобусов и ГАЗелей после проведения ровно три месяца назад конкурсного отбора перевозчиков и во многом спровоцированная неправедными решениями городской комиссии по организации транспортного обслуживания населения города. Резкую оценку итогам тендера дали прокуратура и Арбитражный суд и в своих трех публикациях «Богатей». Свою позицию выразила и горадминистрация. Оставалось узнать мнение комиссии, на заседание которой и отправился наш корреспондент.

По иронии административной судьбы, вел заседание Андрей Иващенко, единый в нескольких ипостасях: как заместитель председателя постоянной комиссии, как – что нам всего важнее – член комиссии по организации транспортного обслуживания населения города Саратова, более всех причастный к возникновению транспортной вакханалии и неразберихи, и как начальник МУ «Транспортное управление». Поэтому можно было заранее предвидеть, что, будучи «хозяином бала», Иващенко постарается снивелировать неудобные для него вопросы и смягчить ситуацию. Что, в принципе, он и сделал, позволив себе, благодаря своему положению, расквитаться, насколько было можно, с оппонентами, точнее, одним оппонентом в лице члена конкурсной комиссии, дававшей «добро» на перевозки, депутата Александра Гришанцова. Об этой учиненной начальником транспортного управления административно-депутатской схватке речь ниже. Сейчас же скажу, что Гришанцов и Иващенко вошли в новый состав конкурсной комиссии, утвержденной 28 мая постановлением главы администрации Саратова Н. Романовым.

Здесь необходимо представить некоторых действующих лиц конкурсной комиссии. При знакомстве со списочным составом сразу вызывает удивление преобладание в ней, пусть и с преимуществом всего в один голос, представителей городской администрации: их семеро из тринадцати членов комиссии, которую возглавляет заместитель главы администрации города по индустриальному комплексу Сергей Тульский. Интересно, что на него же возложена еще и обязанность контролировать принятые комиссией решения, то есть давать оценку своим же действиям. Такое соединение полномочий не может не показаться странным. В комиссии также состоят председатель комитета по промышленности, транспорту, связи и топливу Игорь Гришаев, главный специалист этого же комитета Любовь Филатова, председатель комитета по дорожному хозяйству администрации города Валерий Данилин, заместитель начальника правового отдела обеспечения администрации города Юлия Кирпиченкова, исполняющая обязанности председателя комитета по экономике администрации города Елена Ножечкина и тот же Андрей Иващенко. Удивительнее всего, что ни один из семерки, в том числе Иващенко, не является специалистом в области пассажирского транспорта. Сразу ясно, что, вероятнее всего, не случайно созданное численное верховенство в комиссии, которая наделена правом «казнить», то есть, не допускать до маршрута, и «миловать» – давать желанное разрешение заниматься высокодоходными перевозками пассажиров, принадлежит чиновникам администрации. Остальные шестеро членов (депутат гордумы А. Гришанцов, и.о. начальника управления Госавтонадзора по Саратовской области минтранспорта РФ Александр Абрамов, депутат гордумы Виктор Сафьянов …), в силу незначительного численного меньшинства, свою, возможно, отличную от понимания городской администрацией линию, при всем желании проводить не смогут. Они могут лишь спорить даже до хрипоты, обосновывать и отстаивать свою позицию, опираясь на законы и постановления, но в итоге остаться при ней. Их слово и позиция на окончательное решение повлиять уже никак не могут.

А теперь об обсуждении постоянной комиссией заявленной темы о ходе исполнения думского решения о Правилах организации перевозок пассажирским транспортом. На мой взгляд, этот вопрос надо было бы сформулировать точнее, то есть согласно существующему положению – о ходе явного саботажа конкурсной комиссией и транспортным управлением этих самых Правил, что и привело к сложной ситуации на маршрутах. Однако ход их выполнения никто не обсуждал: Иващенко с Гришаевым, при молчаливом согласии всех членов постоянной комиссии, начали гнуть свою линию – говорить о необходимости разработки новых Правил. По логике вещей, в этом случае надо сначала веско и аргументированно доказывать причины возникшей необходимости введения новых Правил, чем и почему, а главное – кого не удовлетворяют до последнего времени всех устраивавшие старые правила, которые пока мешают окончательно превратить тендер в бесконтрольное и со множеством противоправных действий мероприятие по распределению маршрутов в пользу наиболее близких администрации фирм и выдавливанию неугодных.

Но это обязательное условие выполнено не было, что наводит на мысль о том, что необходимость введения новых правил исходит не от желания с помощью чем-то мешающих старых улучшить работу пассажирского транспорта, а с помощью откорректированных и подогнанных под желания и амбиции сильно любимых транспортным управлением перевозчиков, чьи интересы оно постоянно и неприкрыто лоббирует и нарушает все законы и постановления, создать для них обстановку наибольшего благоприятствования.

Согласно повестке, доклад должен был делать Гришанцов. Но Александр Иванович, еще недавно имевший дело с транспортными перевозками пассажиров, его делать не стал. Как он пояснил, сложно давать оценку работе комиссии при двух не выполняемых ни ею, ни транспортным управлением протестов прокуратуры и решения Арбитражного суда. Он напомнил, что он один из всего бывшего состава конкурсной комиссии на тендерах в октябре прошлого года и 7 марта нынешнего года дважды давал отрицательную оценку решению комиссии о неоправданном допуске многих перевозчиков.

Поэтому оказалось, что докладывать было нечего. Выручил председатель комитета Гришаев. Он довольно бойко отчитался за положительные, на его взгляд, итоги конкурсного отбора перевозчиков, но при этом посетовал, что комиссии не удалось воплотить в жизнь многие задумки по улучшению работы перевозчиков по причине устаревших Правил. И опять ни слова о причинах.

Господину Гришаеву, по его признанию, мешают развернуться во всю мощь не только устаревшие Правила, но и представления прокуратуры и решение Арбитражного суда, при упоминании которых Иващенко явно поморщился и сказал буквально следующее: «Мы не должны выполнять их требования». В цивилизованных странах такое пренебрежение протестами прокуратуры и постановлениями суда со стороны депутата и чиновника-руководителя могло обойтись ему крупными неприятностями. На такое заявление, если не по-чиновничьи, так просто по-человечески мог оскорбиться сидевший по левую от Иващенко руку бывший заместитель прокурора области, а ныне заместитель главы МО «Город Саратов» Геннадий Задков. Но не оскорбился. Он лишь спросил Иващенко, можно ли на маршрутах навести порядок, чтобы водители не били друга монтировками по головам? «Можно, – коротко и многообещающе ответил Иващенко. – Но срок наведения порядка трудно назвать». «Вы все сделали для этого?» – не унимался Задков. «Не все, работы много, но до марта будущего года устраним. Нам сначала надо принять новые Правила, до 1 августа внесем их на рассмотрение комитета», – сразил всех Иващенко, но, почувствовав, что хватил лишку, поправился: «Вот 15 июня выйдет на работу Сергей Тульский, тогда и рассмотрим представление прокуратуры».

В вяло текущий и бесполезный диалог Иващенко и Задкова вмешался Александр Гришанцов: «Как можно положительно оценивать результаты тендера от 7 марта, если были два протеста прокурора? Кто будет ответственность нести за многочисленные нарушения?» Гришанцов едва было заикнулся насчет второго, мартовского тендера, как его явно невпопад перебил Иващенко: «Я знаю всю кухню с этой и с другой стороны». На что явно задетый Грищанцов пошел дальше: «Плохо знаете. И после этого Вы – начальник транспортного управления?! Я предвидел эти срывы и письменно обосновал свое мнение. Ведь у многих перевозчиков нет ни базы, ни машин, а только блокноты и шариковые ручки. Мы не отменили старые договоры и утвердили новые, посадили на один график по три–четыре машины, но транспортное управление пошло еще дальше и открыло девять новых маршрутов (это является прерогативой исключительно конкурсной комиссии – автор.) В этом помещении говорят об одном, а делают другое. Выход: отменить старое и принять новое положение».

Предложение отменить неправедные, по мнению Гришанцова и установленные прокуратурой итоги тендеров, явно не устраивало Иващенко. Чтобы не привести обсуждение повестки дня к анализу тендеров, он сначала предложил тому отстаивать в суде интересы ущемленных решением конкурсной комиссии перевозчиков и сообщил о том, что ситуация сегодня успокоилась: из четырех непокорных (то есть не согласных с изъятием у них большой доли графиков – автор.) двое уже подписали новые договоры, а вторая парочка (САТО и один частный предприниматель – автор.) все еще сопротивляется. «Сегодня неподписантов двое, – сказал Иващенко, – САТО связано с Елизаровым (бывшим начальником транспортного управления – автор.). Но управление находит компромисс и работает, и надзирает. Два оставшихся неподписанными договора надо отменить. А вообще в этой ситуации виноваты ГИБДД и транспортная инспекция».

За кем и как надзирает руководимое Иващенко ведомство, он не стал распространяться, как не обмолвился и о том, в чем же провинились две стоящие над управлением и не зависимые от него ГИБДД и инспекция. Вместо этого свой довольно странный пассаж Иващенко закончил многозначительным и лишь ему понятным заключением: «Либо администрация определяет ситуацию, либо перевозчики».

Но тут, видимо, он вовремя спохватился, что именно распустившиеся при попустительстве транспортного управления и конкурсной комиссии некоторые перевозчики сейчас действительно определяют ситуацию на рынке перевозок, что прямо свидетельствует либо о сознательном потакании перевозчикам со стороны Иващенко, либо о его административной неспособности как очень-очень далекого от транспортной сферы руководителя, спущенного «на парашюте» на транспортную ниву по воле Николая Романова. И тут же быстро сделал реверанс в сторону перевозчиков: мол, они же в ответ закупают новые, более вместительные машины, зачем их за это ругать?

Надо отдать должное Иващенко за умение вырулить любую ситуацию в нужное для него русло. Наконец, признав, что «все мы несем одинаковую ответственность», он заговорил о разработке новых Правил организации пассажирских перевозок как некой панацеи от вдруг навалившихся бед. С принятием нового документа, по сценарию администрации и ее транспортного управления, недовольные исчезнут сами собою. Все с этим согласились: кому же хочется иметь недовольных и строптивых, качающих свои законные права? Но тут выяснилось нечто любопытное. Оказалось, что Правила, о которых давно все настойчиво талдычат, некому разрабатывать. Впрочем, как уточнили позже, их все же можно сотворить, но только за долгий срок. Однако Геннадий Задков потребовал как можно быстрее, до 15 июля, представить их на рассмотрение комитета и думы, поскольку «тянуть дальше уже нельзя». Иващенко же уточнил, что «так быстро просто невозможно». И тут кто-то посоветовал позаимствовать подобные Правила у одного из областных центров Поволжья. Все дружно согласились с этой наполненной чудодейственной мудростью идеей и записали в решение комиссии.

…На первый, поверхностный взгляд, обывателю и рядовому пассажиру совершенно безразлично, на машине какого транспортного предприятия он едет. Во-вторых, может показаться, что комиссия гнет правильную линию по увеличению числа фирм-перевозчиков: чем больше их, тем выше качество обслуживания и дешевле проезд. Но становится очевидным, что порядок на маршрутах и интересы пассажиров в далеко идущие планы транспортного управления и конкурсной комиссии не входят…

О том мне в личной беседе сказал исполняющий обязанности начальника управления Государственного автонадзора по территории Саратовской области Александр Абрамов: «Убежден, что в Саратове никто не хочет навести порядок в городском пассажирском транспорте. Недавно я знакомился с организацией перевозок в Казани и Нижнем Новгороде. Там действует главный принцип: один перевозчик – один маршрут, исключающий вошедшую в Саратове в практику борьбу водителей конкурирующих фирм с применением физического насилия. Этого следовало ожидать в условиях действия принципа «быстрых и больших денег». В самом транспортном управлении не осталось ни одного профессионального специалиста. Зато появилась охрана при Иващенко. Я, как ветеран транспорта, несколько раз приглашал нового председателя профильного комитета администрации города Игоря Гришаева на откровенный разговор, хотел подсказать ему, как наладить эффективную работу саратовского транспорта и показать его узкие места и позитивные стороны. Но он отказался».

Другой, пожелавший остаться неизвестным чиновник, выразивший свое крайнее удивление тем, как вообще Иващенко – «эта сущая беда для саратовского транспорта» – мог быть допущен к руководству такой структурой, как транспортное управление, закончил искренним пожеланием тому для начала хотя бы пройти курсы подготовки водителей и, не прикрываясь депутатской неприкосновенностью, строго соблюдать законы, предписания прокуратуры и решения судов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062007123813&oldnumber=401