"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (401) от 14.06.2007

Экспертиза

Телефонные страдания

Анна МУХИНА

В общества по защите прав потребителей чаще всего обращаются покупатели сотовых телефонов. По словам Светланы Шакиной, юриста Саратовской региональной общественной организации по защите прав потребителей, таковых жалоб поступает более половины от всех обращений.

Без сотовой связи сегодня не обойтись. Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что мобильник будет доступен большинству простых жителей Саратова. Темп жизни вырос настолько, что лишняя минута опоздания может привести к неудаче в делах или личной жизни. Сотовый – отличный поводок для ребенка. Может быть, он и не там, где говорит – зато живой. И беспокойства меньше.

Но в подобной доступности мобильников есть и свои недостатки. Когда какой-то товар производится в столь больших количествах, без брака не обходится. Мало приятного, когда тебе достается бракованная «дорогая игрушка», которая покупается уже не столько как средство связи, но и как плеер, фотоаппарат или удобный выход в Интернет. Цена мобильника колеблется нынче от вполне доступной, демократичной цены в тысячу–полторы рублей (а за простой, «без наворотов», подержанный телефон и того меньше) до невероятных цифр, астрономических для простого студента, живущего на стипендию и что родители пришлют. И если подобное средство дает сбой – это неприятно.

Как советует Светлана Шакина, если в телефоне обнаружился дефект, не стоит паниковать, сходите в магазин, попробуйте обменять на другой. В пределах гарантийного срока вам обязаны либо бесплатно устранить недостаток, либо заменить телефон, либо вернуть деньги.

«Если в магазине решили оставить телефон на проверку, то вам следует присутствовать при ней. Потому что с какими только случаями к нам ни обращались. Было такое, что человек сдавал телефон с жалобой на то, что не работает клавиатура, а ему возвращали телефон с разбитым экраном и говорили, что телефон снят с гарантийного ремонта, так как пострадал при ударе, – рассказывает Светлана Шакина. – Или возвращали телефон, залитый водой. Хотя сдавался он сухим».

Часто бывает так, что дефект связан с программным обеспечением телефона. Он может самопроизвольно выключаться во время разговора или в режиме ожидания. А в магазине, где вы его купили и куда пришли с жалобой, могут взять телефон на проверку, устранить недостаток, вернуть вам его целым и невредимым, но сказать, что все с ним было в порядке. А программное обеспечение поставить другое, к данному телефону не подходящее. В результате этого аппарат пострадает, и на гарантийный ремонт его уже не примут. Так что если вы не уверены в добросовестности продавцов и ремонтеров, желательно присутствовать при осмотре.

По количеству жалоб сегодня в Саратове лидирует сеть магазинов «Связной». Вторым идет «Цифроград». Меньше всего потребители жалуются на «Евросеть» и «Dixis». Дело, видимо, не в том, что в сети магазинов «Dixis» лучше товар. Определенный процент брака присутствует в любой крупной партии. Дело в том, как относятся продавцы к своим клиентам. И в «Связном» оно далеко не самое лучшее.

Многие магазины цифровой техники решают дело миром, согласно законодательству, не доводя дело даже до написания претензии. А если претензия была написана, то до суда стараются не доходить. В «Связном», по словам Светланы Шакиной, делают все, чтобы как можно дальше отсрочить выплату денег пострадавшему клиенту. Именно в их сети, судя по обращениям, вместо выявления дефектов происходит окончательная порча – аппараты заливаются водой и т. п. Когда представители «Связного» по таким делам идут в суд, они намеренно затягивают процесс, добиваются назначения экспертизы, которая длится от двух месяцев и дольше, в зависимости от занятости эксперта.

Очень часто претензии, направленные в магазины этой сети, остаются без ответа. Иногда ответы приходят, но такие, с которыми надо сразу идти в суд. Вот выдержка из одного из таких ответов: «Для уточнения причин возникновения заявленного дефекта мы вправе и считаем необходимым провести дополнительную проверку качества вашего телефона, которая будет произведена независимым сертифицированным сервисным центром за наш счет. Ваше присутствие на проверке невозможно». Вот от этого и случаются дефекты, из-за которых телефон снимается с гарантийного ремонта. Продавец не имеет права отказывать вам в присутствии при проверке.

«Бывает и такое, – рассказывает Светлана Шакина, – что магазины (не только цифровой техники) вводят покупателей в заблуждение – уценяют товар и указывают, что «уцененка» обмену не подлежит. Это неверно. Согласно закону «О защите прав потребителей», обменять можно любой некачественный товар. У нас был такой случай. Девушка купила уцененный телефон. Цена на товар была снижена только потому, что была помята картонная коробка, в которую он был упакован. В процессе эксплуатации были выявлены определенные дефекты. Магазин отказался обменивать товар, ссылаясь на то, что тот был уценен. За этим последовало обращение в суд. В результате дело мы выиграли. И ответчик оплатил не только стоимость телефона, но и услуги представителей в суде».

Кроме того, когда вы сдаете в магазин свой телефон на гарантийный ремонт, вам должны бесплатно выдать другой аппарат на замену, которым вы будете пользоваться в течение всего ремонта.

Случается и такое, что ваш мобильник уже не подлежит гарантийному ремонту. А в сервисном центре, куда вы его отнесли, телефон испортили «кривые руки» ремонтера. «В этом случае, – советует Светлана Шакина, – тоже можно обратиться в суд. Если документы при приеме заказа были оформлены, дефекты, с которыми вы обратились, были указаны в точности, то можно смело обращаться в суд. Дело выигрышное. А сервис-центр будет обязан возместить вам двойную стоимость вашего телефона. Если же телефон «взяли посмотреть» без документов и «починили» его при вас, тут нужны свидетели. Без свидетелей ничего доказать не удастся».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20062007123738&oldnumber=401