"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (399) от 31.05.2007

Худсовет

Участники и победители

Александр ДАВИДЕНКО

Юбилейный ХХ Собиновский музыкальный фестиваль, как всегда, включал в себя «Конкурс конкурсов вокалистов», второй тур которого 27 мая и решил все вопросы о победителях.

На этот раз, как впрочем, и в прошлом году, безусловного лидера не было. Не было, к огорчению многих дам, и теноров – певцов любви сладкоголосых. Преобладали сопрано и басы. Некоторые конкурсанты, переоценивая свои возможности, или из-за ограниченности репертуара, исполняли одинаковые номера, позволяя сделать прямое сравнение, что было не на пользу более слабым, т. к. их проигрыш становился очевидным. Более благоразумные успели поменять заявленное, что, впрочем, тоже не помогло.

А что же представляли собой сами конкурсанты?

Александр Емельянов – легкий баритон из Якутии с хорошим дыханием, в меру плотным звуком и неплохой вокальной техникой. Но сценически холодноват, исполнение без вживания в образ. Кроме того, были чуть заметные «прострелы» на верхних нотах (в финале арии Родриго»).

Дмитрий Зуев – тоже баритон, студент 5 курса Московской консерватории, с бархатистым тембром голоса. Психологический портрет его «Григория Грязного» был гораздо более тонко нюансирован и вокально, и сценически, нежели у предыдущего певца. Средний регистр наиболее разработан, а потому и лучше звучит. Обладает неплохой дикцией, чувствуется большая и результативная работа над выразительностью музыкальной фразы. У него пока не совсем окрепшие верхние ноты, что заставляет слушателей напрягаться, опасаясь срыва, но в арии Ренато к последней высокой ноте он осторожно «прикоснулся» и, только убедившись в хорошем звучании, «развернул» голос, сорвав овации.

Григорий Соловьев – бас, и тоже студент 5 курса Московской консерватории, но ученическая скованность и неуверенность слишком очевидны и в подаче звука, и в «неотшлифованности» музыкальных фраз, звучащих слишком формально. Тембр голоса приятный, но не яркий, ординарный. Локальные успехи сочетаются с шероховатостями, что не позволяет получить удовольствие в полной мере от исполняемых номеров как слушателям, так и самому певцу.

Альфия Каримова – легкое подвижное сопрано из Уфы. Несмотря на сложную скороговорку текстовой части вокальной партии (каватина Людмилы), дикция оказалась четкой, но не навязчивой, не портящей впечатления от замечательной колоратурной вязи и музыкальных фиоритур М. Глинки. Драматически сложная партия Лючии («Лючия ди Ламермур») была спета и сыграна с блеском, причем продемонстрировано мастерство не только во владении «чистым», безбрежным вокалом, но и в точности и тонкости музыкальных нюансов. Голос чистый, ясный, эмоционально насыщенный.

Ирина Янцева – сопрано из Самары с нечеткой дикцией, довольно слабым голосом (что неудивительно, т. к. у нее фигура балерины), который плохо слышен на фоне даже не громко звучащего оркестра (в партии Снегурочки). Голос, скорее, камерный, нежели оперный, для небольших салонов. Такое впечатление, что у певицы слишком мало сил для нормальной подачи звука и резонаторы не формируют богатой тембральной окраски. Хотя технически все выглядит довольно неплохо.

Наталья Дмитриевская – сопрано из Ростова-на-Дону, обладает сильным голосом и хорошо звучащими верхними нотами. Но средний, а особенно нижний звуковой диапазон глуховат, регистры плохо согласованы, отчего звучание неровно, а голос не слишком подвижен. Кроме того, дикция смазанная, – все это подпортило впечатление от каватины Людмилы. А вот в «Лючии ди Ламермур», благодаря замедленности действия, голос звучал гораздо интереснее, и сам образ казался более органичным, хотя в подвижных частях партии недостатки проявлялись вновь с неизбежностью и предопределенностью.

Изабэлла Базина – меццо-сопрано из Санкт-Петербурга с «несобранным» звуком, который слишком широк, а потому плохо управляем. Возможно, слабая опора на дыхание и пение на связках привела к появлению очевидной тремоляции и смазанности дикции.

Андрей Триллер – бас из Новосибирска, имеет благородный голос богатый обертонами, но довольно слабый и немножко «ватный», не наполняющий оперный зал. В основном работает грудной регистр, звук образуется очень глубоко и по пути наружу теряет силу. У него хорошая культура пения и чувство образа, но из-за камерного характера голоса, монументально-трагическая фигура короля Филиппа становится несколько пародийной.

Михаил Коробейников – высокий бас из Екатеринбурга с ярким, энергичным, даже напористым голосом. Мне кажется, зря он выбрал в качестве одного из номеров эмоционально сложную арию Алеко. Окунувшись в пучину цыганских страстей, ему не удалось удержаться на поверхности, и она его поглотила. Не он контролировал чувства, а чувства контролировали его, в результате чего пострадал и вокал. Совсем другое впечатление произвел его Дон Базилио, сам характер циника-моралиста помог певцу обуздать свою страстность, отчего партия прозвучала просто замечательно, позволив представить голос в самом выигрышном виде.

Елена Филимонова – сопрано из Минеральных Вод, филармоническая специализация которой со всей очевидностью проявилась в исполняемых номерах. Отсутствие практики пения с партнерами, что также стимулирует работу над собой, т. к. это тоже конкуренция, обеднило ее палитру, нюансы стали грубыми, тонкие вокальные переходы смазанными. Почти речитативная сцена письма Татьяны получилась ходульной и откровенно скучной. И это все притом, что у нее теплый голос мягкого тембра, который ровно звучал во всех регистрах, одинаково хорошо и при пении «forte», и при пении «piano».

Виктория Кудрявцева – сопрано, студентка 3 курса Московской консерватории, имеет хороший вокальный материал, который пока еще не обработан. Недостаточно крепкие верхние ноты, пение осторожное, ученическое, но голос хорошо формируется и перспектива очевидна.

Лили Стефанова – сопрано болгарского происхождения из Италии. Звук теплый, гибкий, выразительный. Голос особенно хорошо звучит в верхнем и среднем диапазоне с яркими верхними нотами. Незнание русского языка не помешало уверенной вокализации в арии Русалки, но смазало общее впечатление от слишком привычного для нас образа.

Можно предположить, что похожее мнение было и у самих членов жюри, которые после небольшого совещания вынесли свой вердикт:

1 премия – Альфия Каримова (Уфа),

2 премия – Дмитрий Зуев (Москва),

3 премия – Михаил Коробейников (Екатеринбург).

Дипломы: Александр Емельянов (Якутск), Лили Стефанова (Италия), Наталия Дмитриевская (Ростов-на-Дону), Ирина Янцева (Самара).

Приз симпатий сообщества оперных критиков и путевка в черноморский санаторий достались Михаилу Коробейникову.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4062007203717&oldnumber=399