"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 19 (399) от 31.05.2007

Чистый Город

А. Фролов: «Вертикаль взятки в городе гораздо прочнее вертикали власти»

Беседовал Петр КАШИН

Маховик борьбы с коррупцией в России набирает обороты. О необходимости противостоять этому прискорбному явлению сегодня говорят все. Создается впечатление, что вот-вот со злом будет покончено. Так ли обстоят дела на самом деле? Что происходит на этом поприще в Саратове? За комментариями мы обратились к председателю правления Саратовского регионального общественного движения «Чистый город», профессору Александру Фролову.

Корр.: Александр Васильевич, в Вашем заявлении о причинах создания группы «Чистый город» была такая фраза «Исполнительная власть не способна решать проблемы жителей, ее неэффективность и коррумпированность достигла критической массы». Что послужило поводом для такого заявления?

А. Фролов: Поводом послужил анализ деятельности городской администрации с 2001 по 2004 годы. К 2005 году городская администрация и ее руководство стали центром скандальных историй. Это касалось вопросов неэффективного исполнения бюджета, распределения и оформления земельных участков под застройку, умышленного банкротства МУПов, проведения договорных тендеров при распределении муниципальных заказов, продажа по бросовым ценам муниципального имущества…

Депутатами городской думы 2-го созыва неоднократно ставились вопросы о необходимости коренным образом изменить сложившуюся в администрации практику. Мэр нас выслушивал, обещал принять меры, но с годами ситуация только ухудшалась. И когда была потеряна всякая надежда на то, что мэр наведет в городе порядок, мы открыто выступили за отставку мэра и смену власти в городе. Нам важно было заявить, что не весь депутатский корпус согласен с действиями мэра и сотрудников его администрации.

Корр.: Вы работали в городской думе, так зачем Вам надо было заниматься работой администрации?

А. Фролов: Я занимался этим, поскольку основная задача городской думы – осуществлять контроль за деятельностью администрации. Конечно, тотального контроля за каждым чиновником не было. Но были плановые проверки комитетов, велась активная работа с жалобами.

Корр.: А можно конкретнее узнать, как велась работа с жалобами?

А. Фролов: Наиболее яркий пример – это жалобы на проведение конкурсов по размещению муниципальных заказов. В думу жалобы стали поступать, начиная с 2003 года. Всего было 8 заявлений. Мы провели депутатское расследование, руководителем депутатской группы был О.К. Комаров. Он и доложил итоги работы на заседании комиссии по бюджету. В ходе проверок жалоб было установлено, что нарушение закона при проведении конкурсов носили системный характер. В конкурсах выигрывали фирмы-посредники, не имеющие ни трудовых, ни материальных ресурсов для фактического выполнения договоров. Работниками администрации – организаторами конкурса – были созданы условия для хищения бюджетных средств. Только по проверенным конкурсам потери бюджета составили порядка 70 миллионов рублей. Выводы по итогам работы депутатской группы и предложения об увольнении председателя комитета по экономике Татьяны Викторовны Абрамовой были утверждены на комиссии и направлены мэру. Но после наших предложений мэр повысил Т.Абрамову в должности – до своего заместителя (кстати, она же возглавляла комиссию по работе с МУПами). Прямо скажу, такое поведение мэра шокировало многих депутатов, и по решению комиссии все документы о деятельности конкурсной комиссии были направлены в прокуратуру.

Корр.: И как же отреагировала прокуратура?

А. Фролов: Реакции прокуратуры на конкретные вопросы по направленным материалам мы не дождались. Хотя документы направлялись как в городскую, так и в областную прокуратуру. Может быть, в прокуратуре посчитали, что потеря из бюджета 70 млн – сумма незначительная. А возможно, что Абрамова оказала прокурорам неоценимые услуги. История об этом умалчивает. Но в настоящее время мы ждем реакцию генпрокуратуры на деятельность Абрамовой.

Но могу отметить, что, почувствовав безнаказанность, конкурсы стали проводиться с еще большим цинизмом. Это привело к тому, что прямо на заседаниях комиссии стали звучать выступления участников, которые открыто стали говорить, что с них вымогали порядка 20% «откатных» от сумм тендера.

Не менее скандальны истории по созданию ТСЖ в Ленинском и Волжском районах. Жители неоднократно говорили, что ТСЖ создавались с нарушениями законодательства, доверенности на участие в ТСЖ от муниципалитета получались за взятки, в руководство ассоциациями ТСЖ попали откровенные проходимцы; деньги, собираемые с населения на содержание и ремонт жилья, практически разворовываются. Хорошая инициатива по созданию ТСЖ на деле была превращена в очередную схему обогащения чиновников.

Корр.: Город Саратов называют одним из самых коррумпированных городов России. Как Вы можете это прокомментировать?

А. Фролов: Откровенно – грустно такое комментировать. Вы знаете, основной причиной, на мой взгляд, здесь служит ситуация, при которой отдельными лицами или группой людей могут безнаказанно совершаться любые преступления. Украли бюджетные деньги или муниципальное имущество, отняли чужую собственность – поделись с нужными людьми и живи спокойно.

Вот и получается, что вертикаль взятки в городе гораздо прочнее вертикали власти.

Корр.: Александр Васильевич, а Вы лично сталкивались с вымогателями?

А. Фролов: Да, к сожалению приходилось сталкиваться. Мне, как, наверное, и многим, предлагали поделиться и жить спокойно. Такие предложения поступали и от работников администрации города. Видно, они не учли, что я воспитан на принципах презрения к воровству и жлобству в любых формах их проявления. Поэтому и жизнь у меня беспокойная. Но я не жалею.

Примером для меня всегда были родители-фронтовики. Они прошли через многое, но остались людьми. Вот и нам отступать некуда – за нами родной город.

Я считаю, что ситуация изменится к лучшему уже в ближайшее время, и само общество, граждане смогут прекратить порочную практику воровства и обмана зарвавшимися чиновниками.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4062007202839&oldnumber=399