"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (398) от 24.05.2007

Худсовет

Магия танца

Анна МУХИНА

Под таким названием 14 мая в доме работников искусств прошел творческий вечер народного артиста России, ведущего солиста Cаратовского театра оперы и балета Игоря Стецюра–Мовы, отдавшего 25 лет волшебному искусству классического балета.

Игорь Стецюр-Мова попал в балет случайно. Когда он учился в третьем классе, в школу пришли люди из хореографического училища записывать желающих. Игорь Стецюр-Мова записался было, но потом совершенно забыл об этом. Напомнило пришедшее домой приглашение на экзамен. Увидев официальную бумагу, бабушка будущего артиста взяла его за руку и отвела на экзамен. Так Игорь Стецюр-Мова встал на путь служения танцу.

Закончив в 1983 году с отличием училище, он пришел в театр оперы и балета, где очень быстро стал ведущим солистом. Через пять лет уехал в Харьков, по собственному признанию, из-за материальных проблем. В Харькове ему посчастливилось работать со Светланой Колывановой и Тодером Попеску. В Саратов Игорь Стецюр-Мова вернулся уже мастером.

За время работы в театре он перетанцевал практически все главные партии в классических и современных репертуарных балетах. Альберт («Жизель» Адана), Зигфрид («Лебединое озеро» Чайковского), Дезире («Спящая красавица» Чайковского), Принц («Щелкунчик»), Базиль («Дон-Кихот» Минкуса), граф Резанов («Юнона» и «Авось» Рыбникова), Хозе («Кармен-сюита» Бизе – Щедрина), Вакх («Вальпургиева ночь», «Фауст» Гуно), Арбенин («Маскарад» Хачатуряна).

На творческом вечере зрители видели своего любимого артиста не через оркестровую яму. Он танцевал совсем близко, что позволяло по-новому оценить эмоциональность и экспрессивность его танца, и его несомненный драматический талант.

«Играть на таких площадках немного сложнее, – говорит Игорь Стецюр-Мова, – сказывается привычка к четкой границе между мной и зрителем – рампа, оркестровая яма, где ты танцуешь за какой-то чертой. В таких условиях мы со зрителем тет-а-тет. И тут важно не переиграть. Но не могу сказать, что это первый мой подобный опыт. На гастролях иногда приходилось танцевать совсем в неприспособленных для этого помещениях. Например, в баскетбольных залах».

За время своей работы танцовщик объездил практически весь мир, был не только в Европе, но и в таких экзотических странах, как Новая Зеландия и Аргентина. Причем, замечает артист, в Новой Зеландии было, как говорится, «цивильнее». А вот Аргентина, которую они объездили с юга до севера, поразила его: «У них там нигде нет центрального отопления. А мы были в Аргентине в июне – там уже в это время зима. И нам ставили в гримерки газовые обогреватели. Вот мы и отогревались там между выступлениями. И так полтора месяца. Когда вернулись в Россию, удивлялись – как мы себе там ноги не переломали».

Но, несмотря на многие приглашения, Игорь Стецюр-Мова так и не собрался ни в Москву, ни за границу. Он объясняет это просто – Саратов – это мой город. Здесь мой дом, моя семья.

Естественно, зрители не могли не спросить, откуда у артиста такая необычная фамилия. «Как рассказывал мне мой отец, раньше фамилия была одна – Стецюр. Но мой дедушка, Василий Трофимович, был артистом драмы. А в то время были очень популярны такие двойные фамилии, вроде Набережный–Прибой. И как раз шла всеобщая паспортизация. Вот дед мой и записался как Стецюр–Мова. А мова по-украински значит речь. Получается, у меня украинская фамилия. Хотя и в Харькове ее коверкали так же, как и здесь».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28052007174202&oldnumber=398