"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (398) от 24.05.2007

Фестиваль

«Большие надежды»

Вадим РЕВИЧ

18 мая в саратовской Опере стартовал «марафон» юбилейного музыкального фестиваля, вот уже двадцатый год носящего имя Л.В. Собинова. С 1996 года Генеральным спонсором театра оперы и балета и Собиновского фестиваля является компания «БАТ Россия».

На сей раз церемонию открытия было решено совместить с главным «блюдом» фестивальных торжеств, каковым, по традиции, служит какая-либо репертуарная редкость или премьера. Возможно, впрочем, в этот год тем самым блюдом хозяевам фестиваля видится опера В. Кобекина «Маргарита», первые спектакли которой прошли в самом конце апреля. Как бы то ни было, фестиваль открывали сочинения Бетховена – и как раз из категории «неисполняемых». Первое отделение вечера включало симфоническую картину «Победа А. Веллингтона, или Битва при Виттории», что вместе с торжественными речами едва составило минут двадцать. Затем последовал едва не получасовой антракт, после чего прозвучала единственная оратория композитора «Христос на Масличной горе». Как видим, вечер оказался куда как прихотлив по форме. Обратимся теперь к содержанию.

Батальная композиция Бетховена представляет собой опус весьма специфического свойства: он был написан композитором за год до Венского конгресса по просьбе венского музыканта И. Мельцеля для созданного им «пангармоникона», механического органа. «Если первые слушатели «Битвы» отнеслись к этому бесспорно слабому произведению без тени критики, если при жизни Бетховена лишь отдельные музыканты дали отрицательные отзывы об этом шумном и малосодержательном сочинении, то последующие поколения отзывались о нём резко отрицательно», – замечает А.А. Альшванг в классической русской биографии композитора, не забыв отметить и положительные аспекты пьесы. Каковые, в сущности, сводятся к тому, что в музыке всюду отчётливо видна рука гения. Однако сугубо прикладной характер партитуры (Бетховен сам заметил однажды: «…Это не более, чем пьеса, написанная по случаю») не даёт возможности говорить о её достоинствах. Зато даёт право сосредоточить внимание на капитальном номере программы, оратории op. 85 для трёх солистов, оркестра и хора.

Итак, что же явил нам фестиваль, поставив «Christus am Oelberge»? Обратившись к дискографиям крупнейших дирижёров прошлого, мы не найдём там и следа обращения к этой музыке. За единственным исключением в лице Г. Шерхена, ещё при жизни, впрочем, в изобилии получавшем упрёки в неразборчивости. Упомянутая русская биография Бетховена «стыдливо» упоминает это сочинение постольку, поскольку это касается весьма важного события в жизни композитора – авторской «академии» в Вене 5 апреля 1803 г. А сообщая об итоге концерта, имевшего «громадный успех, за исключением оратории, встреченной холодно», деликатно добавляет: «оратория написана на очень слабый текст (поэт Ф.-Кс. Хубер)». Что ж, нынешнее исполнение в полной мере позволило оценить тактичность академического учёного. Текст оратории не просто слаб, он – абсолютная ахинея! Если только электронное табло над сценой высвечивало именно творение Хубера и, как считают, Х. Шрайбера. Замечу здесь, что табло это мало того, что в который уж раз транслирует текст перманентно с ошибками (даже орфографическими), так ещё в середине пьесы, не вынеся, видимо, красот этого стиля, попросту зависло на какое-то время, в чём нельзя не увидеть прямо-таки перст судьбы. «Но горе тем, кто дерзко обесчестит кровь, которая за них пролилась!» – сие только лишь то, что пленяет сразу, так и просясь «под запись»! А сколько подобных перлов встречаем мы как «до», так и «после»!!! Причём, это ещё далеко не всё. Авторы текста основательно блуждают меж «временем» и «местом», не подозревая, похоже, о том, что им, «месту» и «времени», неплохо бы и сойтись. Так, Серафим в своей арии поёт нечто вроде «…я вижу Иисуса, распятого и страждущего», а здесь же, но чуть позже, Иисус пространно рассуждает на тему «Да минует меня сия чаша». К числу немеркнущих «красот» сочинения явно принадлежат и слова Христа «я повергнут в ужас предстоящими мне страданиями; не пот, но кровь каплет с моего лба…». При этом музыка, идущая рядом с текстом, носит совсем «никакой», чисто буколический характер. И так абсолютно всюду! Лишь одна интродукция свободна от изъянов, являя страницы превосходной музыки благородного, возвышенного толка, да и то потому, видимо, что предваряет действие, ничего не изображая. В остальном же всё, что где-либо можно прочесть о том, что вызвало к жизни реформу К.-В. Глюка, всё, что написано о фальши и драматической бессмыслице барочных опер и ораторий как «концертов в костюмах», царстве примадонн, кастратов etc., etc., etc. – всё это без исключения находит себе место в причудливом бетховенском творении, лишая нас, быть может, ещё одной иллюзии и заставляя лишь гадать о причинах. По-прежнему несомненно, что знаменитый уроженец Бонна был и остаётся одним из величайших художников человечества, однако же, и факты по-прежнему – упрямейшая из материй, в который уж раз констатирующая истину.

Надо сказать, что саратовская публика отнеслась к «Христу» куда более лояльно, нежели венцы в 1803 г. И исполнение, отмечу, было действительно превосходным. Светлана Кузнецова в партии Серафима была едва ли не безупречна, слегка обнаружив тенденцию при пении улыбаться без видимого повода на манер Тамары Синявской. Марат Галиахметов регулярно приезжает к нам из Москвы с конца 1990-х гг. и поёт всё лучше и лучше, став законченным исполнителем теноровых партий в кантатно-ораториальном жанре. Партия же Петра, доставшаяся самарцу Андрею Антонову, настолько мала (апостол участвует лишь в двух из шести номеров оратории), что сказать что-либо о нём представляется возможным едва ли. Традиционно хороши были Губернский театр хоровой музыки и оркестр саратовской оперы, ведомые твёрдой рукой Юрия Кочнева, художественного руководителя фестиваля. Беда же, увы и ах, состоит только в том, что, как некогда заметил в частной беседе Н.К. Метнер: «Звучит-то хорошо, но что звучит, вот в чём вопрос».

В общем, что и говорить, фестиваль, открывшийся большим, хорошо ухоженным «пустым местом», внушает столь же большие надежды! Впрочем, не будем опережать события. Афиша XX-го Собиновского в этом году обещает нам и спектакль Камерного театра под рук. Б.А. Покровского («Тайный брак» Д. Чимарозы), и новую постановку «Онегина», и Театр Бориса Эйфмана.… Каждый пусть выберет себе по вкусу. Я же надеюсь освещать свои предпочтения в фестивальной афише в ближайших выпусках нашего издания.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28052007172140&oldnumber=398