"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (397) от 17.05.2007

Худсовет

Красота по-ирландски

Екатерина БОГДАНОВА

11 мая на сцене саратовского ТЮЗа состоялся премьерный показ пьесы ирландского драматурга Мартина Мак-Донаха «Королева красоты». Постановка в интерпретации столичного режиссера Андрея Санатина получилась настолько смелой и провокационной, что зрители испытали явное замешательство. Не так часто действо с жанровым определением комедии вместо смеха вызывает шок, чувство отвращения и слезы – но не сочувствия к кому-то из героев, а, скорее, растерянности перед абсурдностью жизни.

Современная история «леди Макбет Мценского уезда» уже была показана зрителям ТЮЗа в октябре прошлого года, когда Андрей Санатин впервые поставил ее в форме читки-показа. Тем не менее, драматургия «другого театра» в Саратове пока не прижилась. И надо отдать режиссеру должное: к тому, что за два с небольшим часа произойдет на, казалось бы, заурядной и чуть сонной кухне провинциального ирландского домика, внимательного зрителя подготавливают заранее. Намек столь красноречив, что не заметить его трудно. В тесной кухоньке, где день за днем коротают время престарелая мать и ее сорокалетняя дочь, есть распятие. Живое. В финальных сценах, когда предопределенность жуткой развязки уже ясна, актер в позе Христа под композицию немцев Rammstein «Mutter» появляется снова – и это его появление страшнее и пронзительнее предыдущего.

Впрочем, не замечая режиссерской подачи, есть возможность истолковать пьесу не столь трагедийно и даже посмеяться над некоторыми не совсем привычными для саратовских подмостков деталями: например, присутствием в диалогах грубой лексики («сучка», «в задницу», «твою мать») или элементов откровенной эротики, несколько шокировавших явно не готовую к этому публику. Другим средством режиссерского эпатажа в спектакле служит современная рок-музыка на немецком, ирландском и английском языках. Решение смотрится весьма удачно, во всяком случае, придает медленному и иногда замирающему действию динамизм.

Сюжет пьесы вроде бы незамысловат и вместе с тем погружает зрителя в атмосферу кошмарного сна. Жутковатый привкус остается оттого, что трагедия ни одного из персонажей не вызывает к ним ни капли жалости. Сочувствие к судьбам двух главных героинь в исполнении заслуженной артистки РФ, лауреата Государственной премии РФ Елены Вовненко (Морин Фолан) и заслуженной артистки РФ Тамары Лыковой (Мэг Фолан) просыпается только при мысли о том, что обе они психически нездоровы. Семидесятилетняя Мэг Фолан – глупая, ленивая, капризная и прожорливая старуха, каждое утро выплескивающая содержимое своего ночного горшка в кухонную мойку и маниакально не желающая отпускать от себя прислужницу-дочь, ревностно следя за тем, чтобы к сорока годам та вдруг «не загуляла». В отличие от двух своих сестер, быстро выскочивших замуж, Морин, якобы по вине матери, остается старой девой и служанкой при своенравной старухе. Однако в то, что жизнь Морин не сложилась только из-за Мэг, верится с трудом. Дочь прекрасно знает, как держать мать «в узде», не устает повторять ей, что хотела бы поскорее увидеть ее в гробу, и проявляет изощренную жестокость, специально покупая для старухи несъедобное печенье или в качестве наказания заставляя ее есть отвратительную пищу.

«Поднималась по ступенькам, оступилась – и прямо головой вниз», – говорит о своей жизни Морин. Из-за чувств к своей давней и единственной любви, донжуану Пато, «королева красоты» двумя ударами кочерги совершенно спокойно убивает ненавистную и мешающую ей мать. До этого гнетущее впечатление производит сцена хладнокровной пытки старой женщины кипящим маслом. Чего стоит один только авторский текст: «Морин берет сковородку и ставит ее на раскаленную плиту. Медленно наливает на сковородку масло…».

Контраст между обыденностью происходящего и традиционной моралью общества настолько высок, что невозможно понять, совершает ли героиня свои поступки осознанно или же ею движет проснувшееся безумие, от которого она в свое время лечилась в психиатрической клинике. Разобраться в клубке противоречий зрителю предстоит самому, без всякой режиссерской подсказки. Но, возможно, именно стертость граней между абсолютными понятиями о человеческих ощущениях и делает пьесу такой притягательной.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28052007143926&oldnumber=397