"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (397) от 17.05.2007

Свобода Совести

Совет без любви

Клерикализм в Саратове принимает всё более отчётливые формы и демонстрирует назойливый характер

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Я не люблю себя, когда я трушу.

Досадно мне, когда невинных бьют».

В. Высоцкий

11 мая губернатор Саратовской области Павел Ипатов посетил город Балаково. В обширной и разнообразной программе посещения, которую журналисты тут же окрестили «сборной солянкой», наиболее важным актом, по признанию самого губернатора, было проведение выездного заседания Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе области. Судя же по повестке заседания, единственным объяснением смысла проведения заседания в Балаково была намеченная экскурсия к реставрированному храму Святой Троицы, к строящейся мечети и храму Рождества Христова. Все остальные вопросы вполне можно было обсудить без дорогостоящего выезда «двора и челяди».

Заседание Совета было актуализировано серией актов вандализма и даже терроризма, состоявшихся накануне. В ночь с 5 на 6 мая малолетними хулиганами были разрушены надгробия на кладбище села Рыбушка. В ту же ночь был произведён взрыв здания синагоги на улице Посадского в Саратове. В следующую ночь вандалы закидали камнями дом собраний Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в посёлке Солнечном города Саратова, разбив дверные и оконные стёкла. Реакция на эти факты ксенофобии официальных лиц – в какой-то мере есть отражение отношения власти к Конституции.

Мальчиши и плохиши

религиозного поля

Первые два факта были изложены в интервью министра области – председателя комитета общественных отношений и национальной политики области Ивана Брянцева газете «Новые времена» и отражены в выпуске этого издания, приуроченном к проведению Совета. О третьем факте, также известном Брянцеву, министр умолчал. Что, впрочем, не удивительно. Повестка дня заседания, к которой причастен и министр, в целом (кроме, разве что, естественного отчёта об исполнении решений Совета полугодовой давности), была продиктована интересами православной епархии. И не просто продиктована, она имела откровенно воинственный, антимормонский, ксенофобный характер. Это подчёркивал, во-первых, явно инспирированный, первый же после отчётного, вопрос повестки, названный «Активизация деятельности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) и ситуация вокруг строительства культового здания в городе Саратове» (докладчик епископ Саратовский и Вольский Лонгин). Об этом же свидетельствовал и состав докладчиков, среди которых все – кроме представителей власти – сплошь православные религиозные чины. Почему-то только они задавали тон и в других вопросах повестки: «О совершенствовании просвещения молодёжи по вопросам здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, осознанного материнства и отцовства» (протоиерей, проректор по учебной работе Саратовской Православной Духовной семинарии Дмитрий Полохов), «Перспективы преподавания в средней школе факультативного предмета «Основы православной культуры» и открытие православной гимназии в городе Саратове» (содокладчик тот же Полохов), «О роли возрождения и строительства храмов в духовной жизни Саратовской области» (настоятель храма Святой Троицы протоиерей Александр). В этих условиях обращать внимание на какой-то хулиганский акт против мормонов, значило игнорировать политический аспект форума.

Однако тот факт, что одни конфессии берутся обсуждать «активизацию деятельности» другой (или других) при участии власти, но без участия представителей обсуждаемых, делало обсуждение делом бестактным и сомнительным не только с этической точки зрения, но, пожалуй, и закона. Странно, что на это обстоятельство не обратили внимания ни представители государственных органов, ни Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова. Однако этот факт не оставили без внимания журналисты, видимо, более чуткие к вопросам этики и законности, чем госчиновники и ослеплённые религиозным ражем служители культов. Он стал содержанием одного из вопросов, обращённых к губернатору во время его общения с прессой после заседания.

Губернатор сослался на то, что мормоны, мол, к нему не обращались, но он не против контактов с ними (можно бы и напомнить, что для установления таких контактов, тем более перед предстоящим обсуждением, и существует министр по общественным отношениям).

Было неловко слушать докладчика по первому вопросу Владыку Лонгина, который не только не привёл ни одного факта, свидетельствующего об «активизации деятельности мормонов», но исказил и то, что на деле присуще этой существующей на законных основаниях и весьма законопослушной организации. И уж тем более не упомянул, что принципы мормонов способствуют решению именно тех проблем, о которых без особого успеха пекутся сами православные иерархи. Среди высказанных владыкой аргументов против реализации права на ремонт и реконструкцию собственного (выкупленного несколько лет назад) здания, не было ни одного, опирающегося на закон. Зато были претензии на право диктовать иной конфессии, что для неё можно, а что «не соответствует её потребности» и потому – «излишне». Но это, вместе с вовлечением органов власти во враждебные межрелигиозные действия, есть ничто иное, как воинствующий клерикализм. Это и есть почти ничем не прикрытая ксенофобия и стремление приватизировать потенциальную паству. Странно не видеть в таком отношении к законной конфессии одну из причин роста ксенофобии в области, странно наблюдать глухоту власти, не желающей слышать правозащитников и экспертов в вопросах ксенофобии, прогнозирующих нарастание актов вандализма, террора и напряжённости в межрелигиозных и межнациональных отношениях.

К сожалению, на уловку «необходимости и достаточности» помещения для деятельности конфессии, то есть на монополизацию вопроса, относящуюся исключительно к компетенции самой конфессии, клюнул и губернатор. Он попытался задаться вопросом о численности конфессии и источниках финансирования ремонтных работ. Дело ли это губернатора? Да и ничего путного по этим вопросам ему не сказали и не могли сказать радетели чистоты веры россиян. Более того, иерархи, похоже, были весьма раздосадованы сведениями, оглашёнными представителем Федеральной регистрационной службы Ларисой Ткаченко о том, что тщательные проверки регистрационных документов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, зарегистрированной 20 мая 1991 года за № 29, не выявили ни малейших нарушений. В свете таких неопровержимых доказательств абсурдности обвинений мормонов со стороны православной епархии, вполне естественно, что первым прозвучал вопрос журналистов к губернатору: «В чём Вы видите вред мормонов?» Ничем не мог порадовать православных недоброжелателей губернатор. Только и смог ответить, что, мол, мормоны не являются «традиционной конфессией, а потому…» Что именно «потому», осталось не прояснённым. Правда, губернатор сделал множество оговорок, что, мол, никто не возражает против деятельности мормонов, тем более, что они действуют строго в рамках закона, и что требования к ним в этой части должны быть такими же, как и к другим общественным организациям.

Когда молчит прокуратура,

живут спокойно ксенофобы

Чем дальше продолжалось обсуждение, тем становилось яснее, что было бы не лишним, если бы оно началось с признания его участниками положений Конституции, гарантирующих свободу вероисповедания, отправления культов, гражданских прав человека и свободы совести. Как ни странно, но сложилось впечатление, что о наличии в Основном законе страны этих положений не знают не только представители конфессий, но и государственные чиновники. Особенной беспардонностью по отношению к законодательству, обеспечивающему светский характер власти, выделился председатель комитета по архитектуре и градостроительству города Саратова Владимир Вирич. Видимо, он был привлечён на обсуждение как главный эксперт по первому вопросу – «О ситуации вокруг строительства культового здания мормонов в Саратове» (уже в формулировке содержится неправда: здание не строится заново, идёт капитальный ремонт углового здания, находившегося в состоянии совершенного разрушения). Однако Вирич не только не смог сказать чего-то более или менее связного или внятного, но просто сбился на проповедь религиозной вражды и ксенофобии. Он откровенно сказал (это зафиксировано диктофонной записью), что намеренно, исходя из своего «патриотизма», противодействует завершению ремонта и что эти его действия вызваны не столько незавершённостью оформления документации (завершению которой сам же он, как, видимо, следует понимать, и препятствует), сколько тем, что происходит «настоящее противостояние». Вирич почти призывал к прямому участию в противостоянии и губернатора, поскольку, по его словам, если мормоны подадут иск в суд (очевидно, на его действия), то они его наверняка выиграют. Более откровенного признания самого муниципального служащего о невыполнении им своих должностных обязанностей и пренебрежении им требованиями закона, об использовании им должностного положения для дискриминации общественной организации по религиозному признаку, лично мне ещё не приходилось слышать. И опять, что удивительно, на антиконституционное, ксенофобное выступление не обратила внимания Уполномоченный по правам человека Нина Лукашова. Но, может быть, эти заметки послужат основанием для привлечения внимания прокуратуры к «главному градостроителю», не без активной роли которого в центре города красуются руины. В ситуации откровенного подхалимажа, трусости, а то и мракобесия надо отдать должное губернатору. Видимо, он сам стал осознавать абсурдность многого из происходящего: подталкивания его к принятию решений, или хотя бы к выражению одобрений действий, граничащих с беззаконием. Губернатор очень сдержанно стал реагировать на предложения религиозных клерикалов и, тем самым, как бы подал знак подчинённым. А на общении с прессой он и вовсе постарался отмежеваться от наиболее одиозных и ксенофобных высказываний. В связи с таковыми его попросили прокомментировать выступление Вирича, в котором, по мнению автора этих строк, муниципальный чиновник аргументировал свои умышленные действия, создающие препятствия организации мормонов, своими религиозными убеждениями, а не требованиями законодательства. Губернатор ответил, что религиозные убеждения чиновника – это его внутреннее дело, ему не следует их демонстрировать, а при исполнении своих функций он обязан руководствоваться требованиями закона и должностной инструкцией. Его, губернатора устами, как говорится, мёд бы пить, а не клерикалистскую структуру при себе содержать.

Враги, враги –

кругом одни враги…

Много у России было в истории врагов. От татарвы и туретчины до французишек, неметчины и жидо-масонов. Несть им числа и поныне. Разобравшись с мормонами, православные иерархи взялись за следующего врага в ряду главнейших. Врагом сегодняшней России был представлен … презерватив. Ибо именно эта штуковина причастна к демографическому кризису России. Препятствует, понимаете ли, плодиться и размножаться в соответствии с заповедью божьей и президентской программой. Следовательно, проповедники этой штуковины, мало того, что рекламные агенты продукции западных фирм (врагов России, разумеется), но и сами, по сути, являются врагами. Конкретному обозначению оных и был, фактически, посвящён вопрос повестки дня «О совершенствовании просвещения молодёжи по вопросам здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, осознанного материнства и отцовства». Двигаясь в этом направлении, во-первых, был подвергнут остракизму учебный предмет «Основы здорового образа жизни» (ОЗОЖ). Во-вторых, был найден и обозначен «враг-проповедник». Затаился он, оказывается, под личиной Центра планирования семьи. Тот своими лекциями, консультациями и курсами способствует всё более широкому распространению презервативов и всяческих контрацептивов, внедряет идеологию малодетной семьи, да, в придачу, не считает рукоблудие великим грехом. Выступающий по этому вопросу Полохов дошёл до того, что сослался на высказывание некоего православного деятеля, сравнившего Центры планирования семьи с … тоталитарными сектами. Вообще-то, подобные публичные обвинения – дело подсудное. Но в праведном негодовании иерархов не охладила даже реплика заместителя председателя правительства области Натальи Старшовой о том, что у Центра в два раза ниже уровень абортов, чем в среднем по области. Ату его, этот Центр! Подвергнуть экспертизе (религиозной!) его лекции! Хотя и козе понятно, что к взаимодействию с религиозными объединениями он никакого отношения не имеет, а представляет собой хоть и государственную, но самую, что ни на есть, гражданскую структуру, действующую в рамках существующего законодательства. Не стоило бы, в этой связи, забывать и о правах граждан. Хотя бы о праве на получение консультации и праве выбора: в каких обстоятельствах им брать в руки Библию, а когда иное. Тем более не стоило бы взывать к власти в лице губернатора. Однако на клерикалистском совещании вряд ли кому-то могла придти в голову мысль о необходимости построения в России гражданского общества. Тем более задуматься над тем, что это значит.

Ученье свет. Невежества – тьма

Ударной силой клерикализации школьного образования при обсуждении вопроса «Перспективы преподавания в средней школе факультативного предмета «Основы православной культуры» и открытия православной гимназии в городе Саратове» выступил декан факультета философии и психологии СГУ проф. Владимир Белов. Увлекшись темой, он так долго втолковывал представителям власти, что светский характер образования в стране и отделение церкви от государства вовсе не означают запрета на получение религиозных знаний в школе, а потому – и преподаванию религиозных предметов, а уж тем более – курса «Основы православной культуры», что останавливать его пришлось самому губернатору. А министру образования области Игорю Плеве пришлось охлаждать притязания православных иерархов на широкое преподавание «Основ православной культуры». Он популярно объяснил не знающим меры церковным деятелям и апологетам клерикализации положения законодательства и распоряжений министерства образования, которыми он руководствуется. И пояснил, что предмет «Основы православной культуры» не может преподаваться в школе как региональный курс, а только как факультативный школьный, следовательно, при условии добровольности и с согласия родителей. Желание Плеве руководствоваться законом было поддержано губернатором. Стремление православных деятелей монополизировать «духовное просвещение» встретило возражение и представителя мусульман, который указал, что на подобное просвещение могут заявить притязания и мусульмане, желающие преподавать в средней школе ислам.

Но странно, что даже в таком очевидном деле не нашлось никого (в том числе и среди противников внедрения «Основ…» в обязательном порядке), кто обратил бы внимание на вопиющий факт явочного внедрения «Основ…» именно как обязательного предмета в Ртищево. (Об этом факте не без гордости сообщило издание саратовской епархии газета «Православная вера» в № 5 за март 2007, но не было упомянуто на совещании). Будто загипнотизированные, официальные чины ждали реакции губернатора на давление церковных иерархов. Это понятно. Любое высказывание губернатора, не относящееся к прямой обязанности чиновника, воспринимается последним как политический заказ, как неявное указание, в каком направлении следует проявить усердие, а где следует повременить. Местные же иерархи на всём протяжении мероприятия вкрадчиво, но настойчиво, выпрашивали привилегии. Надо бы выделить здания под православную гимназию и другие нужды; надо бы оказать государственную помощь в восстановлении храмов и подготовке преподавателей «Основ православной культуры»; неплохо бы ввести в средней школе этот предмет; да, кстати, и применить тяжёлую губернаторскую длань в «крестовом походе» против мормонов (а заодно и против церкви «Слово жизни»), Центра планирования семьи, презервативов и рукоблудия. И кое в чём преуспели-таки, побудив губернатора сделать указания о включении иных предложений в текст решения Совета.

Резюме в ипостаси апокрифа

Странное впечатление произвело заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при губернаторе Саратовской области. Вроде до инквизиции Совет ещё не дотянул, но на опричнину уже похож. Вместо совета,– естественной формы работы Совета, предполагающего общение и достижение взаимопонимания – доносительство губернатору на своих конкурентов, вместо достижения согласия – разжигание религиозной розни и ксенофобии, вместо следования законам страны – стремление узаконить жизнь по религиозным понятиям позапрошлого века. И всё это – без любви к ближнему, вопреки одной из главных божественных же заповедей. ТщательнЕе, как говаривал Жванецкий, видимо, надо бы вникать в заповеди божьи, особенно служителям культов. ТщательнЕе. А то недолго в своём понимании Бога и до человеконенавистничества дойти. Особенно, если крест использовать как дубину.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28052007143659&oldnumber=397