"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (396) от 3.05.2007

Проблема

Враги по перу

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Творческая материя – предмет настолько тонкий и эфемерный, что подходить к нему надо с умом и осторожностью. Писательская среда в этом отношении – вообще вещь уникальная. Особенно в Саратове, где сегодняшняя раздробленность литературных объединений сама по себе представляет благодатную почву для конфликтов.

Последний самый значительный, как известно, был связан с мартовским выходом в свет первого номера обновленного журнала «Волга». Однако в середине апреля на смену ему чуть было не пришел новый. Очередным уколом в подковерном противостоянии между региональным отделением Союза писателей России и образовавшейся почти два года назад Ассоциацией саратовских писателей стало распределение наград в областном конкурсе «Лучшая книга 2006 года».

Союз делимый

Если говорить о некрасивой писательской раздробленности нашего времени, то она предопределилась еще в 90-е годы прошлого века, когда единый Союз писателей СССР вместе со страной Советов приказал долго жить и, распавшись, образовал три основные ветви: Союз писателей России, Союз российских писателей и Союз писателей Москвы. Считается, что некогда единые союзные деятели разделились, прежде всего, по идеологическому принципу. СПР сочли нужным отстаивать коммунистические убеждения и бескомпромиссный патриотизм. На этом «коньке», причем, в его неизменном варианте, они продержались довольно долго. Однако если в те времена такая позиция еще как-то оправдывала себя, то уже очень скоро породила обвинения Союза в закостенелости. Именно поэтому большая часть членов СПР сразу или по прошествии какого-то времени переметнулась в Союз российских писателей и Союз писателей Москвы. Оба объединения на заре своего создания проповедовали демократию, свободу слова и более понятные не шибко обеспеченной писательской аудитории рыночные отношения.

Была, впрочем, и другая плоскость, по которой прошло деление. Союз писателей России оставил за собой большую часть закрепленных за единым Союзом помещений и прочих материальных ценностей. Во всяком случае, двум другим объединениям при дележе повезло гораздо меньше.

В Саратове ситуация изначально развивалась по особой схеме. Отделение СРП возникло из так называемой группы Сергея Боровикова – писателей, объединенных изданием журнала «Волга»: Алексея Слаповского, Романа Арбитмана, Светланы Кековой, Валерия Володина и др. Под боком редакции организация и обосновалась. Соседство, правда, оказалось несчастливым: после того, как журнал перестал существовать, писательское объединение само собой распалось, и попыток восстановиться не предпринимало.

До сих пор «осиротевшие» «российские писатели» могут похвастаться разве что формальной принадлежностью к творческому объединению. По идее, столь же неуютно должны чувствовать себя и немногочисленные саратовские члены СПМ – регионального отделения этой организации в Саратове тоже нет. Другое дело, что членство в ней сегодня считается наиболее престижным. Непонятно, каким образом, но наряду с Фазилем Искандером, Борисом Заходером, Василием Аксеновым, «москвичам» удалось заманить к себе Олега Табакова и даже Олега Газманова.

Собственно, от этой писательской неприкаянности в свое время и родилась идея создания в Саратове Ассоциации. Хотя побудительный мотив к ее возникновению был другим. Поговаривают, что толчком послужила историческая ссора нынешнего председателя АСП и все еще члена СПР Александра Амусина с тогдашним руководством регионального отделения Союза писателей России.

Ребята,

давайте жить дружно!

Враждебные отношения между литературными коллективами тем странны, что членство в подобных организациях давно утратило свой престижный статус. Казалось бы, что осталось делить собратьям по перу, когда литобъединение способно предложить им лишь общение с себе подобными и смутные социальные гарантии, тогда как заветная мечта любого литератора – издание собственной книги – при вступлении в союз зачастую так и продолжает оставаться мечтой. По крайней мере, на ближайшие пару–тройку лет. И это притом, что в писательских объединениях до сих пор довлеет устаревший принцип: рассматривать кандидатуру «поступающего» только при наличии у него хотя бы одной изданной книги (говорить «произведения» тут неуместно, поскольку публикации автора в газетах, журналах и прочих изданиях для приобретения «ксивы» несущественны). Тем не менее, до сих пор в литературных кругах принадлежность к той или иной организации считается негласным подтверждением писательского статуса. Более того, литератору не возбраняется одновременно иметь двойное, а то и тройное членство. «Писатель волен участвовать во всех партиях и во всех общественных движениях, – считает председатель регионального СПР Владимир Масян. – Лишь бы это было на пользу ему и литературе».

Кстати, именно внутренние противоречия в Союзе, который сегодня представляет собой не вполне жизнеспособную организацию, определили возникновение некоей альтернативы ему в виде АСП. В нее вошло большинство представителей оппозиционной Союзу группы, в том числе и 6 действующих членов СПР. Остальные, и с ними известный возмутитель спокойствия Арбитман, пока остаются в стороне, присматриваясь к Ассоциации и в то же время не скрывая своего сочувствующего к ней отношения.

Впервые о назревающем между старым и новым писательскими «кланами» конфликте заговорили в прошлом году, с выходом в свет первой изданной силами АСП книги (теперь их семь). Ею стала трилогия детского писателя Михаила Каришнева-Лубоцкого «Искатели злоключений» – речь о ней еще пойдет дальше. Достаточно сказать, что в Союзе произведение про «пуппетроллей» (с немецкого «куклы») окрестили «антихудожественным», видимо, даже не сочтя возможным поставить его героев в один ряд с «художественными» Бабой Ягой или Кощеем Бессмертным. Но не в этом дело.

Сегодня Масян всячески подчеркивает, что не считает АСП «своими конкурентами». Хотя и заявляет, что в русле объединения литературных сил, к которому якобы стремится Союз, «действия Ассоциации нацелены на противостояние писательской организации». Правда, в чем, кроме издания книг, заключается пресловутое противостояние, опять-таки неясно. Завесу над идеологическими распрями лишь слегка приподнял недавний казус вокруг журнала «Волга».

Течения «Волги»

«Было очень много криков, очень много стуков в грудь, но номер вышел, и получился тихий пшик, говорить практически не о чем, – высказался по поводу условно «первого» номера «Волги» Владимир Масян, – Его даже литературно-художественным журналом назвать трудно». Чтобы понять, что мнение г-на Масяна другим быть в данной ситуации попросту не могло, вкратце напомним, как развивались события вокруг многострадального издания.

Как известно, в результате проведенного в конце прошлого года конкурса права на издание журнала перешли от прежнего редактора «Волга XXI век» Николая Болкунова к предприимчивому издателю Сергею Гришину. Очень быстро Болкунов искусственно оказался не у дел, более того, на предмет незаконного участия в конкурсе им даже заинтересовалась прокуратура. В этих локальных дрязгах шло время, и в январе первый номер «Волги» так и не появился. Так как и на начало февраля концепция журнала благополучно продолжала отсутствовать, горе-издатель спохватился и кинулся к литераторам. Собственно, он счел нужным обратиться к трем писательским группам: СПР, АСП и бывшим «болкуновцам», некоторые из которых совмещают писательство с преподаванием в университете. Каждой из них Гришин предложил подготовить по номеру журнала. О том, насколько удачной была посетившая издателя идея, можно долго спорить. По крайней мере, очевидно, что намерения стравить писательские круги она не преследовала. Предложение было принято, и поскольку в это время «саратовские писатели» как раз заканчивали работу над детским литературным альманахом, его и было решено положить в основу первого номера «Волги».

Казалось бы, все устраивалось замечательно. В короткие сроки журнал был сверстан и готов к печати. При этом основная часть работы по отбору и подготовке текстов легла на Каришнева-Лубоцкого. Логично предположить, что именно его имя должно было бы стоять напротив графы «ответственный за выпуск». Тем не менее, претендовать на это место пробовал было Масян. Конфликт был улажен Гришиным только после того, как авторы сборника пригрозили снять свои тексты.

Зато в последнюю минуту от учредителей издания последовало не менее абсурдное требование. В уже подписанном в печать номере, к тому же, детском, СПР неожиданно пожелал видеть некоторых своих поэтов. Стоит ли говорить, что требование, мягко говоря, было трудновыполнимым и явно упиралось в удовлетворение чьих-то амбиций. В результате, присланную деревенскую лирику редакторам журнала пришлось максимально ужать и разместить в конце номера под колонкой «трибуна учредителей». Думается, именно этот факт «вопиющего пренебрежения» и пришелся так не по душе Владимиру Васильевичу.

Казус Лубоцкого

Теперь вернемся к книге, которую на беду так невзлюбили местные союзные деятели.

Мы, конечно, готовы признать, что не всякая книга, создающаяся на протяжении шести, а то и более лет и принадлежащая детскому писателю, лауреату многочисленных премий, члену СПМ, печатающемуся в Москве в известных литературных сериях огромными тиражами, может оказаться достойной внимания наших литературных критиков. И потому спешим согласиться с замдиректора областной пушкинской библиотеки Надеждой Левченко, которая в ответ на вопрос «Богатея» о том, чем руководствовалось в принятии решения жюри, сообщила, что, по мнению оргкомитета, достойных книг в номинации «Литература для детей и юношества» не было и что наличие номинантов еще не значит, что тому или иному из них обязательно достанется приз. Жаль, что более конкретных слов о недостатках «Искателей злоключений», помешавших книге получить хотя бы вторую или третью степень (щедро раздаваемые в других номинациях), от Надежды Андреевны за время нашей недолгой беседы добиться так и не удалось. Признаемся, что мы держали опальное произведение в руках и даже слышали о нем совсем другие отзывы. И это не говоря уже о том, что по качеству полиграфии оно ничем не уступает победителю. Правда, поговаривают, что конкурсную комиссию смутило «нехорошее» название книги. Спорить с этим не будем. Признаем лишь то, что очень удачно судейству подвернулся второй претендент – молодой автор Сережа Харитонов, написавший о «Птичке Фиби» еще в младшем школьном возрасте.

«К Сереже Харитонову у нашей Ассоциации нет никаких претензий, – говорит Каришнев-Лубоцкий. – Замечательно, что мальчик когда-то сочинял истории. Молодцы родственники, что нашли деньги напечатать книгу».

Конкретных доказательств того, что «Искатели» не нашли свою премию только потому, что кому-то этого очень захотелось, у нас нет. Поэтому тот факт, что в экспертном совете конкурсной комиссии заседают члены Союза, мы склонны посчитать простым совпадением. Тем более, что один диплом, пусть и второй степени, АСП на конкурсе все же получила. Видимо, для успешного развития региональной полиграфии и литературы, о чем так искренне говорилось на церемонии награждения победителей конкурса, этого признания более чем достаточно. Или кому-то опять показалось?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21052007201004&oldnumber=396