"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (394) от 19.01.2007

Среда Обитания

Художники останутся без Дома?

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Давно подмечено: чиновники и люди творческие понимают друг друга редко. Но уживаться вместе способны, ибо и политику дух творчества бывает не чужд. Зайдет, например, такой господин к художнику, хмыкнет удивленно и скажет: «Эх, браток, а ведь, правда, картинка твоя за душу цепляет». На что художник обыкновенно ответит: «Это что, мы еще и не такое изобразить можем. Вы нам, творческим людям, главное, свободу предоставьте и не мешайте, а уж мы вам нарисуем».

И расстаются оба довольные.

Зато когда в следующий раз художник к чиновнику уже сам с картинками пожалует – за «свободу» чиновника одарить – то и обнаружит, что тяга к прекрасному в слуге народном была и испарилась. «На 700 тысяч дом картинами не увешаешь, – смекает чиновник. – Вы, любезнейший, арендную плату деньгами извольте внести».

Как будут разворачиваться события этого эпизода дальше, нетрудно догадаться. Вот и финал давнишней истории с саратовским Домом художника предсказуем, но пока неизвестен.

Вкратце напомним предысторию вопроса. Не так давно депутаты гордумы объявили о своем решении включить здание на улице Московской, 125, по большей части занимаемое художественными мастерскими, в список объектов приватизации на 2007 год. Иными словами, над помещением местного отделения Союза художников России в очередной раз нависла реальная угроза пойти с молотка. Официальная цена вопроса – около 700 тысяч рублей и аварийное состояние исторического и культурного памятника. Неофициальная – амбиции председателя отделения Союза художников г-на Маскаева и чересчур лакомое расположение отчуждаемой площади.

Впрочем, проблема настолько неоднозначна, что рассматривать ее под каким-то одним углом зрения было бы, наверное, не только неправильно, но и невозможно. Благо, в последнее время некрасивая ситуация с творческими мастерскими, якобы отбирающимися властью у беззащитных художников, позволила заговорить о куда более глубоком и застарелом конфликте – кризисе внутри самого художественного объединения.

Не духом единым

Поднимать в нынешних условиях ту или иную общественную организацию – по сути, задача неблагодарная. Если, к тому же, дело касается профессиональных творческих объединений, то многое, если не все, будет зависеть от того, насколько приспособляемыми окажутся их руководители. В Саратове примеров тому великое множество. Был и такой период, когда членство в подобных организациях окончательно перестало считаться престижным и повлекло за собой массовый отток «союзных деятелей».

Дабы не показывать пальцем, обратимся к положению дел в родной профессии. Конечно, уйти на «вольные хлеба» журналистам сегодня по многим причинам проще. А вот из литературной и художественной среды отправиться в свободное плавание по-прежнему решаются единицы. Если говорить только о саратовских живописцах, то на пути самоопределения они стоят перед не слишком богатым выбором. Тех, кто создал себе имя, на сегодняшний день можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, именно такие люди могут обеспечить себе не столько сравнительно обеспеченное существование, сколько куда более важную вещь – ощущение стабильности и различного рода независимости. Как правило, за раскрутку перспективных художников берутся владельцы частных галерей – в Саратове их немного, всего три. Каждая подписывает контракт с ограниченным количеством людей – ровно стольким, скольких она сможет обеспечить качественными материалами, предоставить условия для работы и в какой-то степени содержать, по крайней мере, на начальном этапе.

«Художественное произведение на сегодняшний день – это товар, – считает владелец художественной галереи «Феникс» Геннадий Дырнаев, – И он должен соответствовать всем качествам этого товара: быть созданным хорошими красками, на хорошем холсте, который переживет время. А плакаться, жаловаться на свою бедность… Даже получив хороший гонорар, некоторые все равно найдут какой-нибудь старый мешок и начнут на нем мазать. Случается, что даже контрактных художников по прежней привычке к этому тянет. Приходится отучать, выдавать готовые материалы. Художник здесь освобожден от затратного механизма, это очень важный фактор».

При умелом подходе, со временем «контрактник» превращается в коммерчески выгодный продукт. Соответственно, обе стороны, подписавшие соглашение, остаются в выигрыше.

Что бы там ни говорилось, а коммерциализация искусства в современных условиях – вещь настолько трепетная и непонятная, а на саратовском рынке, к тому же, весьма условная, что касаются ее немногие и пока с видимой осторожностью.

«Региональное искусство еще никоим образом не раскручено, – рассказывает Дырнаев, – Мы, галерея, совместно с фондом Боголюбова прилагаем для этого усилия, без всякой поддержки вкладываем в это деньги. Это достаточно тяжелое бремя: слишком много тащит за собой денег, не включая других аспектов. Но будущее за региональным искусством есть, в чем я уверен и со многими это обсуждал: не надо даже ему помогать, главное – не мешать. Искусство, на самом деле, в состоянии само себя обеспечивать».

Собственно, если о высоком сочетании материального и прекрасного пока помышляют единицы, бросовый, но тоже художественный, товар куда как более успешно борется за своего покупателя. Жизнерадостные «Картины от …» облюбовали не только центральные пешеходные зоны города. Говорить об этом как-то не принято, но ремесленничества сегодня не чураются даже серьезные художественные мастерские. Вернее, не рискуют этого делать, дабы за разговором о высоких материях не лишиться верного куска хлеба.

«Художник живет или случаем, или чудом, – объясняет председатель регионального Союза художников Павел Маскаев. – Продалась картина – она или случайно продалась или чудо совершилось»

Кто Дому хозяин?

Теперь вернемся к ситуации с творческими мастерскими на Московской, 125. Конфликт вокруг этого здания вызревает уже в третий раз. В свое время противостояние между горадминистрацией, во чтобы то ни стало пытающейся заставить нанимателей платить за занимаемые ими помещения, и художниками, пытающимися доказать горадминистрации, что работать они хотят, а вот платить не способны, зашел в тупик в арбитражных судах.

Между тем, в художественной среде поговаривают, что игры в «кошки-мышки» вот-вот закончатся. И едва ли в пользу Союза художников. По крайней мере, нынешняя позиция городской власти выглядит весьма решительно. Предусмотрительно решив обезопасить себя от назойливого любопытства, глава городского комитета по управлению имуществом г-н Суетов вывесил на Интернет-сайте универсальный комментарий. В частности, в нем говорится: «Решение принято правомерно, поскольку ограничения в законодательстве, запрещающие осуществлять приватизацию помещений, которые используются под художественные мастерские, отсутствуют. Более того, законодательством установлено равенство потенциальных покупателей, право приобрести нежилые помещения в собственность имеют как граждане, так и юридические лица. Нежилые помещения по улице Московской, 125 находятся в здании, которое является недвижимым памятником истории и культуры. При продаже таких помещений предусмотрено обязательное условие по его сохранению, эксплуатации, проведению ремонтно-восстановительных работ. Эта норма, предусмотренная федеральным законодательством, изменению не подлежит».

Если верить Александру Николаевичу, конфликт назрел из-за того, что Союз художников не выполнил свои «основные обязанности пользователя», а именно «проведение за свой счет капитального и текущего ремонта объекта». Стоит ли говорить, что правление Союза с такой постановкой вопроса в корне не согласно. «Почему-то администрация считает, что сами художники должны ремонтировать здание, делать реконструкцию, – удивляется Павел Александрович. – На самом деле художникам пытаются навязать непосильную аренду, чтобы пополнить бюджет города».

Есть и другая версия причин происходящего. А именно – чья-то глубокая заинтересованность в художественных помещениях. Речь не только о Доме художника. Осенью прошлого года в безвозмездное пользование Союза были переданы мастерские по четырем престижным адресам: Советской, 65, Кирова, 6, Набережной Космонавтов, 2 и Дом Союза художников на Рахова. Со слов Маскаева, на эти и другие объекты покушаются постоянно. И связано это не только с естественным желанием властей выселить неплательщиков. Яркое подтверждение тому – ситуация со зданием по Песковскому переулку, 6 в районе Троицкого собора. До того как помещение было включено в приватизационный перечень и месяц назад продано с аукциона, художники обитали в нем свыше 20 лет. Во время торгов, на которые были выставлены сырые, подслеповатые подвальчики, выяснилось, что покупателей этот объект очень даже интересует. Перебить 600–800 тысяч, за которые в итоге ушла каждая из бывших мастерских, художникам оказалось не под силу.

Творческий беспорядок

Чтобы понять, кто прав, кто виноват, нужно рассказать, что представляет собой сегодня сам злополучный Дом художника. Здание было передано Союзу художников еще в начале 90-х. Если верить Маскаеву, уже на тот момент бывшая коммуналка имела свыше пятидесяти процентов износа. Более того, свой жилой статус здание частично сохранило до сих пор. В отдельном его крыле квартируют так до конца и не расселенные жильцы. При этом на оставшейся площади расположены 40 мастерских.

Формально закрепленные за художниками помещения числятся нежилыми. Оно и неудивительно: кому в здравом уме пригрезится, что жить можно с покосившейся лестницей, без света, с кучей строительного мусора, потрескавшимися стенами и потолками и минимумом удобств? Тем не менее, в центре города есть обитаемые дома и в более худшем состоянии. При этом еще неизвестно, согласятся ли их обитатели при случае сменить местожительства на благополучные, но спальные районы.

Поэтому можно только предполагать, что для части художников выселение из здания будет означать не только утрату творческих помещений. Правда, на деле установить факты совмещения рабочего пространства и квартиры достаточно сложно. В Союзе этот аспект заинтересованности судьбой Дома художника всячески отрицают, ссылаясь на Положение о творческих мастерских № 220 от 1996 года. Если верить Павлу Александровичу, «художники имеют право находиться в мастерских в любое время суток и создавать благоприятные бытовые условия».

Непонятно и то, каким образом у объединения регулярно возникают крупные коммунальные долги. Список должников и задолженностей обычно не сходит со стен мастерских. В действительности, художники освобождены от арендной платы, ежемесячно в Союз за содержание каждой мастерской уходит смешная сумма – около двухсот рублей. Остальную часть составляют коммунальные платежи, а они хоть и велики, но не непосильны. Нужно быть слишком наивным, чтобы поверить в то, что даже состоящий в Союзе художник может позволить себе питаться воздухом. Никто не лишен возможности подрабатывать. Многим, к тому же, приходится содержать семьи.

Впрочем, даже если допустить, что мастерские художникам сегодня не по карману, Союзу давно пора изыскать пути для альтернативного решения ситуации. Вместо того, чтобы по привычке жаловаться на свою бедность. Поварившиеся в художественном объединении люди и после вышедшие из него утверждают, что в свое время такие пути были, но дельные предложения были загублены на корню.

Впрочем, может статься, что мы ошибаемся и чего-то недопонимаем. Видя, с каким упорством объединение продолжает ворочаться все в той же трясине, так и подмывает задаться вопросом: а действительно ли ситуация так безнадежно тупиковая? По привычке, хочется встать на сторону бедных художников и надеяться, что «нехорошие дяди» не отберут у них мастерскую. «Если это произойдет, – замечает Маскаев, – будет скандал не городского, не областного и даже не всероссийского масштаба. Потому что мы не только члены Союза художников России, но наш Союз еще и коллективный член ЮНЕСКО».

Хорошо, если бы уповать оставалось не только на это.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042007142342&oldnumber=394