"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (393) от 12.04.2007

Люди и Реки

Малая речка с большой перспективой

Леонид ХОПРОВ

На необычно раннюю весну этого года саратовские туристы-водники отреагировали соответственно – первые выходы в байдарочные походы по малым рекам области состоялись уже в конце марта. Для одних они лучший способ дать выход жажде лёгкого «экстрима», получив острые ощущения от плаванья в половодье среди деревьев, другие добавляют к этому стремлению возможность провести простейший мониторинг загрязнения малых рек, доступных для плаванья только в половодье.

Однодневный, под занавес первого весеннего месяца, экспедиционный бросок отряда из двух экипажей, сформированных из двух Алексеев, Антона и автора этих строк, преследовал обе эти цели. Во-первых, в рамках начинающейся областной акции «Спасём речку моего детства», проводимой общественной организацией «Союз юных экологов» (руководитель Борис Софинский), необходимо было провести осмотр и дать оценку степени загрязнения одной из малых речек области – Чардыма. Эта речка впадает в Волгу выше Саратова и, как и другие подобные речки, вносит свой вклад в загрязнение Волги. Основным поставщиком мусора в такие речки являются остатки от «культурного отдыха» на природе, главным образом – стеклянная и пластиковая тара, упаковки от продуктов и полуфабрикатов, и, кроме того, отходы хозяйственной деятельности различных сельскохозяйственных производств – ферм, птицефабрик и т.п. Всё это «культурное» разнообразие смывается в половодье с берегов и аккумулируется Волгой.

Впрочем, Чардым в конце марта – начале апреля может служить и просто хорошим туристическим одно–двухдневным маршрутом. Привлекательным фактором является его близость к Саратову. До исходной точки маршрута около 50 километров: сначала по Вольскому тракту, затем по развилке на Новые Бурасы – до моста перед Воронцовкой. При хорошей воде можно начинать сплав и выше – от Чернышёвки. Но в этом случае придётся совершать обносы нескольких плотин, перегораживающих речку. Кстати, мост через Чардым – достопримечательность и хороший пример для дорожников области, ему ровно 100 лет. Он построен в 1907 году, о чём свидетельствует рельефная цифра на арке моста над рекой, и до сих пор его опоры, усиленные стальными стяжками, находятся в весьма приличном состоянии. Кажется, этот мост – самый старый в области. Любители достопримечательностей не откажут себе в удовольствии осмотреть по пути ещё один мост-долгожитель – через речку Курдюм в селе Клещёвка (чуть в стороне от главной трассы). Он 1909 года постройки, о чём свидетельствуют памятные доски на его парапете.

От столетнего моста и началось плаванье. По традиции, на носу одной из байдарок поднят «флаг эскадры» – синежёлтое, с красным полукружьем полотнище.

Само плавание по реке в это время года вполне отвечает критериям «лёгкого экстрима». Речка много полноводнее, чем летом, с довольно быстрым течением и несколькими препятствиями. Одно из них, буквально за первым поворотом – сужение речки до нескольких метров и поваленное дерево, перегородившее сужения. Лучший способ преодолеть препятствие – кому-то из участников исполнить роль Геракла – высадиться на берег и, приподняв конец дерева, удерживать его, пока под ним прошмыгнут суда. Роль Геракла оказалась по плечу инициатору похода Алексею Праксеину. Почти сразу за препятствием речка расширяется до десятка метров, но остаётся очень извилистой. Каждый изгиб при быстром течении – это, на языке туристов водников, «прижим», то есть место, где потерявший бдительность экипаж рискует оказаться в опасной ситуации, грозящей пробоиной от коряг, а то и переворотом. Поводов же зазеваться волне достаточно. За каждым поворотом левый крутой берег открывает живописные картины – от заснеженных берегов до прорезанных весенними ручьями оврагов. Иногда на глазах в воду обрушивается часть склона, подмываемая бурным течением. Невольно руки тянутся к фотоаппарату, а байдарка… – к прижиму и тут как тут возникает ситуация «лёгкого экстрима». Приходится либо выкарабкиваться из кустарника задним ходом, либо применять другие способы, предотвращающие переворот. К счастью, «зевки» заканчиваются благополучно. Через пару часов плаванья – новое, кажущееся непреодолимым, препятствие: речку пересекают две трубы, с интервалом метров в десять, едва прикрытые водой. В прошлом году в это время над ними вполне можно было проплыть. Нынешнее половодье не столь высокое. Снег из-за оттепелей лег на не промёрзшую землю, поэтому талая вода быстро впитывается почвой, и подъем уровня речек не столь высок, как обычно. Выходить на топкий берег для того, чтобы по нему обнести препятствие, не хочется. «Потыкавшись» в трубу в нескольких местах, решаем попытаться с ходу «проскользить» по трубам. Одной байдарке этот маневр удался. Вторая, с большей осадкой, буквально «крякнув», села на трубу. Собственно, ничего страшного в том нет, застревание на притопленных деревьях, дело в походах довольно частое, хотя и не всегда заканчивающееся благополучно. И выход прост – надо одному из экипажа выйти на трубу и, стоя на ней, протолкнуть судно как можно дальше, успев, конечно, впрыгнуть в него на плаву. Что и было проделано к удовольствию экипажа, проскочившего препятствие ранее и фотографировавшего кутерьму с проталкиванием. Вторую трубу удалось преодолеть, опираясь на неё вёслами. Двумя днями позже сделать это будет, скорее всего, невозможно, а обе трубы станут великолепным мусоросборником. Перед ними скопится всё плавающее, что речка не успела донести до Волги. И если уровень реки не снизится настолько, что трубы повиснут над водной поверхностью, то в этом месте образуется гниющее болото. Такое приходилось наблюдать. Справедливости ради надо сказать, что замусоренность берегов не очень заметна, почти на всём протяжении маршрута отмечено лишь несколько плавающих бутылок, да и кратковременный выход на берег и осмотр его подтвердил это. Хуже дело обстоит к концу путешествия – за железнодорожным мостом у станции Тарханы. Там речка принимает слева приток – ручей, идущий от какого-то сельхозугодья в посёлке Черноморский, там же расположен и дачный массив. В устье ручья замечен самый разнообразный бытовой мусор: остатки ящиков, бутылки, какой-то металл, словом, появляется «культурное разнообразие». Здесь можно завершить маршрут, если ориентироваться на возвращение в Саратов электричкой (до станции от моста 1,5–2 километра). Но лучше это сделать ниже – на правом берегу у автодорожного моста по Вольскому тракту (здесь замечательная поляна для лагеря и удобный подъезд для автомашины), можно и спустившись ещё ниже до села Боковка. В любом варианте Чардым вполне пригоден для раннего весеннего туристического сплава. Самый протяжённый вариант – от Чернышёвки до Боковки можно пройти за 6–7 часов. И ещё один важный практический вывод был сделан по итогам экспедиционного броска: место у столетнего моста вполне подходит для того, чтобы здесь возродить давнюю саратовскую традицию – весенние соревнования по водному слалому на байдарках. У руководителя «Союза юных экологов» Бориса Софинского в прошлом большой опыт по организации подобных соревнований на реке Медведица. Чардым – гораздо ближе к Саратову, значит более доступен. И, как знать, может уже в следующем году это место станет местом сбора многих десятков саратовцев и увлекательного соревнования. А коли есть хорошее место, то и повод, чтобы его освоить, найдётся.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16042007173927&oldnumber=393