"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (392) от 5.04.2007

Китайские гастролеры в Саратове

Екатерина БОГДАНОВА

Ни что так не манит, как то, что находится под запретом. Как известно, на громко проанонсированный китайский национальный цирк «Чан-Фа» прессу не пригласили. Но пресса подумала и решила пойти сама. Когда еще увидишь в родном городе такое?

Официальной отговоркой в общении администрации цирка со СМИ послужило якобы нежелание китайских артистов иметь дело с настырными журналистами. Странно. Оно, может, и сошло бы за правду, если бы еще до приезда циркачей из Поднебесной по местному вещанию центральных телеканалов так активно не крутились рекламные ролики. Легко можно поверить, что всемирно известные китайцы не нуждаются в излишней рекламе. Но так ли не нуждается в ней и наш саратовский цирк, да и цирк вообще, о чем совсем недавно говорил директор «Росгосцирка» Мстислав Запашный? Сдается, что этой акцией и хозяева, и приглашенные решили попросту сэкономить. Для саратовского циркового сообщества только что окончившаяся «Принцесса», видимо, и впрямь оказалась чересчур затратной. Что касается гастролеров, то, забегая вперед, скажем, что свои два часа на арене каждый день с четверга по воскресенье они со всей тщательгостью отрабатывали.

Однако нам, журналистам, грешным делом, показалось, что дело здесь не совсем чисто. Во всем, пожалуй, виновата специфика профессии: публика шла на китайцев не только без всякой задней мысли, но с детским изумлением и в явном предвкушении чуда. Убедиться в этом довелось в кассах, простаивая в очереди за заветным билетиком. Даже после двухнедельных упражнений приезжих артистов на манеже спрос на них превышал предложение. В результате пробиться на выступления получалось только на следующий день. За 200 рэ удалось купить место прямо под куполом цирка. Обзор оттуда, прямо скажем, не плохой. И все же тем, кто не пожалел вдвое больше денег на самые дорогие билеты, подкручивать окуляры биноклей не пришлось.

Но это все мелочи. Как только в зале начал затухать свет, на арену выпрыгнули два карнавальных собачьих чудища в человеческий рост. О том, как называется номер с «дрессированными животными», ведущая предупредить забыла. В то же время ничего похожего на программку ни до, ни после представления в фойе не нашлось. Но почему-то труднее было представить отечественных артистов цирка, отплясывающих в былинном костюме Змея-Горыныча, чем китайских циркачей, переодевшихся в фантастических псов. Правда, надо отдать им должное: дрессировать подобных «собачек» едва ли легче, чем настоящих.

Вторым номером программы шел, как явствовало из предварительного объявления, классический китайский цирковой жанр «Волшебные тарелочки». От контраста с прыжками, буйствовавшими на манеже до того, номер очень даже выигрывал. Четыре девушки в голубых одеяниях демонстрировали чудеса пластики, выделывая различные акробатические упражнения и не забывая при этом раскручивать в руках длинные прутья с подобием миниатюрных тарелочек на концах. Конечно, хитрые китайские артисты своих секретов не выдавали, но в то, что тарелочки и прутья ничем между собой не скреплены, верилось как в некое чудо.

Впрочем, большее изумление вызывает даже не сложность исполняемых трюков, а их необычность. Во всяком случае, для саратовского зрителя. «Самые гибкие девушки Китая» и «озорные китайские ребята», как представила их ведущая, показывали некий симбиоз акробатики и яркого карнавального действа. Полностью отсутствовало ощущение того, что в китайском цирке артистов принято делить на исполнителей разных жанров. Притом, что в числе гастролеров удалось насчитать не больше десяти человек, чаще всего они работали вместе. Зато редкие сольные выступления слишком резко контрастировали с групповыми.

Были, например, такие, номера, как «Парад императорских флагов» и «Цветок лотоса», в которых артисты обоих полов лишний раз продемонстрировали натренированность своих голов. Причем, в буквальном смысле. По крайней мере, создалось впечатление, что редкий номер в китайском цирке обходится без участия головы. Даже если на нее непременно не ставится другой участник или древко увесистого сооружения, как в случае с двухметровыми флагами, на худой конец, дело ограничивается миской, в которую с помощью ноги забрасываются ложки (делать это надо, обязательно балансируя на одном колесе, желательно без седла) или обыкновенные шляпы. Последние, кстати, по китайскому рецепту, рекомендуется как можно чаще менять не только себе, но и соседям, не забывая при этом использовать те две, которые в это время находятся в руках.

Надо сказать, что китайцы не забыли привезти с собой и смертельные номера. Впервые содрогание испытываешь при исполнении на манеже антипода. Сначала в воздух при помощи ног взлетает не маленький глиняный горшок. Потом там же с бешеной скоростью начинает вращаться средних размеров стол, причем свободно переворачивается уже одной ногой. Женской.

На этом фоне даже выступление «человека-огня» смотрелось несколько буднично. Зато он же, вынесший на арену двух маленьких крокодильчиков, этим оживил зал куда больше. Смысл трюка, правда, улавливался с трудом. Из увиденного удалось понять, что игра с аллигаторами в дразнилки требовалась исключительно затем, чтобы усыпить их бдительность и позволить человеку себя схватить. Притом, что один из крокодильчиков имел весьма сонный вид и на происходящее никак не реагировал, другому выступать на манеже явно не нравилось. С ним-то как раз «человеку-огню» и пришлось повозиться. К счастью, на этот раз рука и зубы не соприкоснулись.

И, естественно, не обошлось без брендового для Китая танца дракона. О том, как это выглядит, знают, пожалуй, даже те, кто представляет себе культуру Поднебесной весьма смутно. Культурная узнаваемость, кстати, сквозит у китайцев во всем. Надо думать, что уже благодаря этой своей черте китайский цирк жил, живет и будет жить.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=mainart&oldnumber=392