"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (392) от 5.04.2007

Худсовет

«Саратовские страдания» в Москве

Беседовала Анна МУХИНА

Зачем нужна презентация? Чтобы о тебе говорили. Нам пора заявить о себе – решили организаторы фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания» и поехали в Москву, где 29 марта в театре Олега Табакова представили фестиваль на суд московским кинокритикам и журналистам.

На презентацию у организаторов фестиваля был всего час времени. Как в этот час уместить три года напряженной работы? В результате на свет появился видеоролик «про фестиваль». И еще пришедшие в Табакерку гости увидели фрагмент фильма «Собиратели теней» Марии Кравченко. Это фильм о Грозном, откуда Маша родом. Снимала она его в Чечне. Фильм о стране детства, в которую нельзя вернуться. Мария Кравченко получила призы на многих фестивалях за лучший дебют. А в 2006 году фильм взял главный приз фестиваля – «Саратовская гармония». Председателем жюри, к слову сказать, был Артур Пелешян, человек, которого в жюри к себе пытаются заполучить многие европейские кинофестивали.

За последнее время на Нижне-Волжской студии кинохроники вышло достаточно много интересных фильмов. Среди них «Замуж за татарина» Татьяны Михайловой (этот фильм, кстати, тоже участвовал в прошедшем фестивале «Саратовские страдания»), фильм Ильи Томашевича «Время Эйнштейна». Люди, видевшие его, утверждают, что это очень нестандартная работа. Фильм, где главный герой – это время и реальность. Возможно, именно эти фильмы и отсмотрит Виктория Белопольская. И молодые режиссеры с Нижне-Волжской студии кинохроники получать возможность поучаствовать в фестивале.

О том, как проходила презентация, рассказывает директор фестиваля, главный редактор Нижне-Волжской студии кинохроники Татьяна Зорина

Т. Зорина: Сегодня для того, чтобы заявить о каком-то явлении или событии, следует прикладывать значительные усилия. Начнем с частного момента. Я сейчас привезла из Москвы книгу – мне ее подарил Алексей Слаповский, – называется «Синдром Феникса». История о том, как человек несколько раз теряет память. И всякий раз появляется в новом качестве, с каким-то новым мифом о себе. А окружающим не остается ничего, кроме как верить этому. Наша публичная жизнь сейчас строится по похожему принципу. Многие события случаются только после того, как о них создан миф, притом исключительно положительного содержания. Потом трудно отделить миф от факта, дать факту собственную оценку.

Я представитель «старой» журналистики, и нас учили формулировать концепцию факта, события и явления после того, как все случилось. Жизнь так и устроена – сначала должно что-то произойти, а уже потом это что-то следует интерпретировать. Так вот, презентация фестиваля «Саратовские страдания» в Москве – это разговор о свершившемся факте. Фестиваль уже сформировался (состоялось три). Это уже не миф, а реальная возможность оценить нашу концепцию, подход к программам, к тому, кто у нас присутствует, о чем мы говорим, оценить результаты фестиваля для зрителей и для авторов – сценаристов, режиссеров, операторов. Соотнести его с общим процессом в кино вообще и документальном кино в частности.

Корр.: Кому вы презентовали фильм?

Т. Зорина: Мы презентовали тем людям, которые были в этом заинтересованы – режиссерам, сценаристам, журналистам, кинокритикам, артистам, представителям фестивального движения.

Корр.: А кто был в гостях?

Т. Зорина: Были журналисты, газетчики, представители Интернет-изданий. Зал Табакерки на сто мест был заполнен почти полностью.

Пришла известный кинокритик Виктория Белопольская. Она отборщик нескольких фестивалей, российских и международных, в частности, фестиваля «Киношок». Она взяла на отсмотр все фильмы, которые недавно вышли на Нижне-Волжской киностудии… Была Марина Дроздова. Она кинокритик и режиссер, член оргкомитета нескольких фестивалей. Был Кирилл Эмильевич Разлогов (известный кинокритик, член отборочной комиссии на международном московском кинофестивале – А.М.). Заинтересованность этого человека в той или иной картине, в том или ином фестивале – это уже возможность общаться с другими фестивалями – с российскими и западными.

Был Наум Ихильевич Клейман – один из тех, кто помог нам организовать этот фестиваль. В свое время он сформулировал жанр фестиваля. Был вариант «Саратовские переборы», а Клейман сказал: «Давайте, это будет жанр документальной мелодрамы и будут «страдания». И уже в течение нескольких лет заинтересованные люди пытаются определить – что такое жанр документальной мелодрамы. Мне кажется, сейчас есть возможность более жестко, с точки зрения теории, сформулировать, что это за явление. Современные зрители любят мелодраму – это безусловно. Телевидение отдает предпочтение портретам в мелодраматическом стиле. На фестивале много было картин-жизнеописаний. Была мелодрама в классическом варианте – и любовные треугольники, и страдания. На мой взгляд, это очень серьезное поле для исследования.

Корр.: Что вам дала эта презентация?

Т. Зорина: Мы коротко рассказали о фестивале, показали фрагменты лучших фильмов. В неформальной обстановке, которая продолжилась за пределами формальной, вели конкретные разговоры о программе и сроках Четвертого фестиваля, о составе жюри т.д. Кто-то уже принес кино для отборочной комиссии.

В течение этих лет постоянно расширялась география «страданий». Сначала это были четыре страны, потом семь, потом одиннадцать. И теперь хочется реакции не только от участников фестиваля. И самим участникам уже недостаточно разговора друг с другом или мнения жюри, которое не комментирует свои решения. Теперь нужны обсуждения, мастер-классы, пресс-клуб. И чтобы пресс-клуб представлял собой не просто оценку прессой фестивальных фильмов, но и давал возможность журналистам учиться языку кино. Потому что в нашем городе самая большая проблема у журналистов, пишущих о культуре,– абсолютное отсутствие языка. У каждого раздела культуры есть своя терминология, свой язык. Им у нас не владеет почти никто. Мы можем писать о кино, как будто это животноводческий процесс, или же о театре, как будто театр – это конструкция самолета.

Что еще нам дала презентация? Дело в том, что серьезные критики на любой фестиваль не поедут. Мы предлагаем им разговор о «домашнем» фестивале в провинции, о соотношении культурного пространства и жанра. Нам это очень нужно. Одно дело читать о других. Другое дело – когда анализируют тебя: как ты отбираешь, как строишь программу, как работаешь со зрителем. И так далее.

Корр.: Почему вы выбрали именно Табакерку?

Т. Зорина: Олег Павлович Табаков – президент фестиваля. Сначала, как мне кажется, он относился к этому не очень серьезно. Но в какой-то момент понял, что это не просто местные игрушки, что это на самом деле интересный фестиваль с актуальной тематикой. И вот это его приглашение – знак серьезного отношения к фестивалю. В наш меркантильный век аренду зала в Табакерке (а там умеют считать деньги) нам предоставили бесплатно! Притом, что Табаков за фестиваль никогда ни одной копейки не получил. Хотя смотрит фильмы, высказывает мнение.

И еще на один момент хочу обратить внимание. Сейчас все привыкли ругать власть. А я хочу похвалить. Сказать «спасибо» министерству культуры области. И самую горячую благодарность выразить Наталии Старшовой, которая курирует «Саратовские страдания» с самого начала. Она понимает смысл проведения этого фестиваля. Когда у одной из старейших киностудий России больше десяти лет нет никакого выхода за пределы города, а тем более России, что в этом хорошего? А теперь здесь проходит международный телекинофестиваль. Не для галочки, не для того, чтобы спонсорам скинуться, деньги отмыть. Такого у нас нет, нет и нет. И не будет.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10042007163709&oldnumber=392