"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 12 (392) от 5.04.2007

Продолжение Темы

Однобокая толерантность

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Чудное слово «толерантность» благодаря активности Комитета общественных отношений области если и не становится панацеей от взбудораживших область всплесков межнациональной розни и религиозной ксенофобии, то точно становится притчей во языцех.

Поморочив голову высокоинтеллектуальному сообществу в Центре толерантности 28-го марта темой «Толерантность и перспективы этноконфессиональных отношений в Саратовской области» и установив, что перспектива сулит обострение межнациональных отношений, на следующий день аналогичный круглый стол был проведён в Поволжской академии госслужбы (ПАГС).

Правда, тема, соответственно статусу заведения, избранного местом обсуждения, была обозначена несколько иначе: «Взаимодействие духовного и светского образования в формировании толерантного сознания молодёжи». Вёл круглый стол ректор ПАГС Сергей Наумов под кураторской опекой председателя Комитета общественных отношений области Ивана Брянцева. Опека была направлена на то, чтобы выдержать, как и в прошлый раз, режим новоизобретённой безопасной формы круглого стола, который сводился к 10-ти минутным изложениям сентенций, намеченным докладчиками к тому, чтобы не допустить никаких дискуссий. Пять доцентов и деканов и четыре педагога в качестве основных докладчиков призваны были обеспечить плавное течение мероприятия. Возглавил список и задал тон доцент кафедры теоретической и социальной философии СГУ, к.ф.н. Михаил Орлов. Тема его выступления – «Православное образование как фактор толерантности» – обнажила не только умысел мероприятия, но обусловила его же провал. Дело в том, что раздел «теоретической философии» ещё можно заполнить сентенциями типа «этические учения в отрыве от традиции превращаются в ученье, которое можно забыть» и «сомнение – враг веры». Однако в её практическом приложении – «социальной философии» (надо же, придумать такое!) сентенциями не отделаешься. Тут следовало бы остановиться на выходках с дурным политическим привкусом, которые совершают в последнее время черносотенные, по существу, молодёжные организации «православной ориентации». Но, похоже, между этими частями философии существует непреодолимый разрыв. Да и как можно считать иначе, если среди приглашённых на круглый стол были заметны только представители приверженцев ислама. И уж тем более не было замечено представителей молодёжных организаций иных конфессий. Похоже, собравшаяся проправославная публика была страшно далека и от иного религиозного народа, и от толерантности. Укрепиться в этой мысли помогло и длиннющее, в стиле «Остапа несло…», выступление декана факультета философии и психологии СГУ Владимира Белова. Лучше бы он ограничился полуминутным сообщением о том, что ему нечего сказать по существу на вменённую ему (или задуманную им самим) тему: «О взаимодействии светского и духовного образования в Саратовском государственном университете». У него даже сентенций не получилось, если не считать вымученной фразы о необходимости вернуться к «национальной идее». Сложилось впечатление, что декан ещё не может переключиться от впечатлений, полученных им от собственного выступления в Ртищеве на вручении удостоверений слушателям краткосрочных курсов «Основы православной культуры». В этой школе «Основы…» – самостоятельный (обязательный, с оценками и внеклассными занятиями!) предмет, что плохо согласуется с действующим законодательством. Владимир Белов на вручении удостоверений был представлен не только как декан факультета философии и психологии СГУ, но и как руководитель Центра православной культуры и религиозной антропологии. Тогда, судя по сообщению православной прессы, он произнёс весьма двусмысленную фразу: «То, что вокруг «Основ православной культуры» идёт серьёзная идеологическая борьба, не случайно. Те, кто выступает против этого предмета, понимают: его изучение может помочь исправить духовное состояние нашего общества».

Право же, стоило бы либо развить эту мысль, либо принести извинения тем, кто в контексте фразы видит призыв к «охоте на ведьм». Но, увы! Возможно, Владимир Николаевич и сам не понял, что он тогда сказал.

Ничего нового не добавила к выступлению Белова и Людмила Герасименко – председатель Ассоциации православных педагогов. Разве что её панегирик «святой православной Руси» и необходимости введения в школах «Основ православной культуры» вывел из себя Сергея Наумова, и он разразился возмущённой тирадой. Как же это Русь (православная) за два дня (1991 года) «слиняла»?», – риторически вопросил он и припомнил далеко не безоблачные отношения между государственной властью и православием, начиная с Петра и кончая ролью Синода. Досталось и Горбачёву с перестройкой, и «бездушному атеизму». В чём-то горячность Сергея Юрьевича можно и понять. Когда очевидным образом кем-то нарушается элементарная историческая логика в изложении, то добросовестный человек, тем более с докторским титулом по истории, не может молчать, даже если рядом бдит Иван Брянцев.

Более широкой проблеме, чем православная клерикализация светского образования, посвятил своё выступление доцент кафедры гуманитарного и художественного образования к.ф.н. Сергей Самсонов. Он поставил вопрос «О роли религиоведческого образования в формировании толерантности в сознании молодёжи». Религиоведение – вот необходимая, по его мнению, дисциплина. Знакомство и с другими, кроме православия, религиями – путь к формированию толерантности. Иван Брянцев, ведший в этот момент круглый стол, был начеку. Видимо, услышав в словах Самсонова упрёк в православной однобокости и стремление оспорить православные сентенции, он заявил, что подобный упрёк уже звучал и на предыдущем круглом столе, и поскольку «мы приглашаем экспертов для высказывания точек зрения, мы жёстко прерываем дискуссию». Что и закрепил при попытке выступить следующего, правда, не приглашённого «эксперта». Им оказался представитель общины мормонов Михаил Ганзин. Но едва он сказал, что члены их общины не пьют, не курят, не употребляют наркотики, то есть будто намекнул, что у них в общине давно является нормой то, о чём пекутся православные, сбоку раздался почти истерический выкрик: «Вы секта. Это нам чуждо….». Бдительный Иван Брянцев, неусыпно продвигающий толерантность в общество, тут же лишил слова…Ганзина. Чем превратил толерантность в фуфел, в аналог «ни бе, ни ме, ни ку-ка-реку».

Выступивший под занавес говорения руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии священник Сергей Ксенофонтов был велеречив, вкрадчив, отдал должное стремлению преподавать религиоведение, посетовал на перегруженность школьной программы и выдал сокровенное. «Школы в сегодняшнем состоянии – заповедник атеизма», – сказал он. А православная церковь, мол, имеет самый большой опыт (какой – понятно!). К тому же и университет сегодня готовит преподавателей основ православной культуры». И сослался на слова известного богослова Кураева: «Будущее не за политиками, а за богословами». Словом, подвёл круглый стол к тому заключению, к которому, как кажется, стремился и Иван Брянцев. Как будто в истории человечества не было ни инквизиции в Европе, ни не преодолённого до сих пор раскола в России с такими же, как и в Европе, кострами, ни «богослова» попа Гапона, ни расстрела православными православных же лишь за то, что мирно шли с хоругвями выпрашивать у царя милости. Ни чему-то, похоже, не научила нас история. А может, мы и учиться не хотим? Может, нам комфортнее быть страдальцами?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10042007163024&oldnumber=392