"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (391) от 29.03.2007

Вернисаж

Изучение розы в Саратове

Александр ДАВИДЕНКО

Хотя выставка «Изучение розы», открытая 18 марта в доме-музее Павла Кузнецова, посвящена 100-летию Московской выставки «Голубая роза», давшей название объединению художников-символистов «второй волны», но открылась она спокойно, даже чинно, а сами экспонаты являли собой пример благообразия, в отличие от вызывающей театральности и легкого эстетического эпатажа вековой давности, сопровождавших молодых символистов (возможно, сказалось отсутствие И. Сорокина, долгое время возглавлявшего этот музей).

Восстанавливая историческую справедливость, здесь, рядом с двумя не выдающимися работами П. Кузнецова, выставлен интересный букет кисти В. Борисова-Мусатова (в 1907 году его работ на выставке не было).

Саратовская художественная школа тех лет отличалась от большинства провинциальных высоким уровнем и духовной общностью, чему в немалой степени способствовало создание, при активном участии А. Боголюбова, замечательного музея и наличие неплохой школы изящных искусств. Кроме того, имея свое, особое лицо, художники уловили дух времени и оказались в авангарде стремительно эволюционировавших эстетических предпочтений (символизм в поэзии и живописи). Неудивительно, что вслед за В. Борисовом-Мусатовым саратовская земля дала таких художников и скульпторов, вошедших в группу «Голубая роза», как П. Кузнецов, П. Уткин, А. Матвеев, А. Карев, К. Петров-Водкин.

Сегодняшняя экспозиция, несмотря на случайный характер отобранного материала, поспешность, отсутствие серьезной подготовительной работы с художниками Саратова, приведшей к очевидной фрагментарности в отображении художественного пространства, сама по себе имеет знаковый характер. Это своеобразное приношение, выражение признательности, проявление чувства гордости за своих великих предшественников. Потому-то в целом выставка удалась. Одним из ее несомненных достоинств является отсутствие узких эстетических предпочтений; творческое видение художников представляет собой довольно широкую палитру. Здесь и удачная работа Н. Шанаевой «Взаимодействие. Композиция № 3» (2007 г), представляющая собой современную разработку идей органичности цветоформ Б. Эндера и его сестер (группа М. Матюшина, Петербург, 20-е годы), и Фальковское сложноцветие с движением к парадоксальной метафизической материальности С. Кондратьева («Восточный мотив» (2002 г.), или его же декоративизм в сочетании со сдержанной торжественностью («Мимоза» (2002 г.). Мягко выразителен «Зимний мотив» Ю. Машкова, создающий ощущение тихой мелодии, словно звучащей под сурдинку. Близок теме выставки «Угол» (1993 г.) Н. Аржанова, странным образом сочетающий в себе и кузнецовское, и сарьяновское начала. Загадочен и энергичен седой старик в сумеречной композиции с голубыми розами Ю. Пашкина («Цветы»). Аллегорично «Движение пятен» (2004 г.) В. Мошникова, которое находится в крайней точке условности, когда еще сохраняется легко ощущаемая фигуративность, но уже отсутствует тяжеловесная материальность. Очень хорош по цвету сочный, «мясистый» «Натюрморт с яблоками» Л. Перерезовой. Т. Желнина нервными движениями кисти плетет ажурную живописную ткань с причудливыми и капризными бутонами («Цветы», 2006 г.). У Л. Маханьковой струящиеся, текучие широкие линии темной краски взрываются сверкающими светлыми пятнами, создавая ощущение музыкальной структуры с возвышенно-умиротворенной гармонией, прикосновения к какой-то тайне («Встреча», 2007 г.). Не пластически, а духовно эта работа близка элегическим холстам В. Борисова-Мусатова. Чувственны в своей изысканной красоте «Бегония» В. Чудина и многочисленные «Розы» В. Лопатина. «Дисциплина пространства» (2000 г.) Ю. Лаврентьева привлекает внимание не только прихотливой декоративностью, но и философской монументальностью. Большое панно, словно из кирпичиков, сложено из фрагментов, информационно-живописных ячеек с зашифрованными образами и текстами. То ли древняя клинопись, то ли современное стилизованное пиктографическое письмо, производят впечатление одновременно и неких смысловых рядов, сжатых до уровня символов, и великолепного самоцветного узорочья, доставляющего удовольствие сложной игрой цвета и форм (реминисценции Г. Климта).

Отмечая заслугу работников музея П. Кузнецова, не забывших о 100-летии выставки «Голубая роза», хочется выразить сожаление о том, что не нашлось в экспозиционных планах «большого» музея имени Радищева места для ретроспективы творчества художников одноименной группы, хотя в запасниках у них находится огромное количество материала, чтобы достойно напомнить о славных страницах художественной жизни Саратова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042007145738&oldnumber=391