"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (391) от 29.03.2007

Гастроли

Молизский виртуоз

Вадим РЕВИЧ

19 марта на сцене актового зала гарнизонного Дома офицеров состоялся концерт замечательного итальянского гитариста Флавио Сала (г. Кампобассо).

Артисту ещё только 24 года (родина Флавио Сала – область Молизе в Южной Италии), но он уже абсолютно сложившийся мастер, самозабвенно любящий свой инструмент и совершенно им владеющий. Исполненная программа включала в себя как сочинения лютнистов, так и музыку ныне живущих авторов, с некоторыми из которых, вроде Алирио Диаса и Пако де Лусиа, Сала довелось видеться и общаться. Несмотря на свои сугубо итальянские происхождение и школу, музыкант отчётливо тяготеет к испанской «ветви» своего инструмента, поистине испанского. Напомню, что гитара, происхождение которой теряется в веках, была широко известна в Испании уже в XIII столетии. Но, как это ни странно, в качестве сольного инструмента утвердилась лишь в начале XX-го, и именно трудами крупнейших испанских мастеров Ф. Тарреги и А. Сеговии. Быть может, именно поэтому гитара до сих пор остаётся в концертной практике «маргиналом», несмотря на свою славную историю и артистов, ей себя посвящавших. Действительно, как-то с трудом представляешь себе, к примеру, существование какой-нибудь «Ассоциации содействия развитию фортепиано», а вот то же применительно к гитаре – пожалуйста; как бы то ни было, гитарные recital’и по-прежнему весьма редки, и тем приятнее было побывать на одном из них.

Итак, Флавио Сала показал себя превосходнейшим музыкантом, равно свободно распоряжающимся и материальной, и идеальной сторонами своего искусства, и равно свободно чувствующим себя как в стихии «фламенко» (им явно предпочитаемой), так и в мире образов старинной аллеманды. Причём, к примеру, меня куда больше восхитила его передача «Сюиты в стиле С.-Л. Вайсса» мексиканского композитора Мануэля Понсе, созданная по образу и подобию барочной музыки XVII–XVIII вв., причём восхитила именно чистокровной, я бы сказал, музыкальностью в медленных танцах. Большая же часть звучавшей далее музыки прошла уже несколько, скажем так, «мимо меня», что, впрочем, не помешало оценить и замечательный драйв виртуоза, и столь же славную технологическую выделку его игры.

К сожалению, общение саратовцев с итальянским композитором сопровождалось несколькими досадными моментами. Так, на афише вечера значилось: «прозвучат сочинения Мауро Джулиани, Исаака Альбениса, Мануэля Марии Понсе и других итальянских и испанских композиторов». Однако на концерте ничего из названного не было, звучала в основном аргентинская и венесуэльская музыка. Второй досадный момент – гитара звучала через динамик. Для такого зала это, в общем-то, неизбежно, но, видимо, по причине некачественной усиливающей аппаратуры звук доходил до слушателей сильно искаженным.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042007145618&oldnumber=391