"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (391) от 29.03.2007

Проблема

Нарушители за рулем

Владимир ЕФИМОВ

«Ох, уж эти «газельщики», не знаем даже, что с ними делать, совсем от рук отбились», – озабоченно вздохнул дежурный городской ГИБДД, которому я утром 19 марта рассказал о злостном нарушении правил дорожного движения одним водителем ГАЗели 105-го маршрута с регистрационным номером АА 499.

Оказавшись свидетелем и чуть было не пострадавшим, я позвонил в ГИББД. Там записали номер машины и обещали передать «всем постам ГАИ», чтобы разобраться с водителем машины, кстати, принадлежащей Полному товариществу «Межгородтранс и К» –бывшему СПАТП–4. «В лучшем случае его оштрафуют, – пообещал дежурный, – а вообще-то они в городе давно неуправляемые…».

И вправду, почему «неуправляемые»? Правовая неуправляемость той или иной категории граждан и тем более в такой очень опасной сфере, как дорожное движение, наступает лишь при одном условии: ни милиция, ни власти, ни хозяева маршрутов не спрашивают с таких водителей и не наказывают их за всевозможные нарушения, начиная с финансовых и кончая правил дорожного движения, что позволяет им полностью распоясаться и стать некоронованными «королями» на наших дорогах, кому все и вся нипочем.

Как можно себе представить, основной мотив такого беспардонного поведения водителей маршруток – погоня за прибылью. А в погоне за сверхдлинным рублем сидящий за рулем теряет рассудок и переступает все законы. В какой-то мере даже прежде законопослушных водителей на откровенное рвачество толкает полная зависимость от хозяина маршрута. Как известно, практически все городские маршруты в Саратове частные, как и транспорт. Водители нанимаются на маршрут или со своей машиной, или берут в аренду у хозяина. Машины в большинстве своем в плохом техническом состоянии и обслуживаться должны только на специализированных предприятиях, а путевые листы перед выездом в рейс подписываться механиком. Но зачастую механиком становится сам водитель, который, к тому же, в рейс выезжает не проверенным на наличие алкоголя или на состояние здоровья, чем вкупе подвергает опасности перевозимых пассажиров, пешеходов и всех участников дорожного движения.

Другая нарастающая беда от газельщиков – сплошные финансовые нарушения, иными словами, не выдача билетов пассажирам: деньги за проезд получают, но билет как форму финансовой отчетности, а для пассажира в случае аварии как свидетельство поездки и основание для получения компенсации от травм, полученных в пострадавшей машине, – не выдают. Мало кому известно, что в МУ «Транспортное управление» несколько лет существует специальная «горячая линия» для желающих сообщить о фактах нарушений водителями. Я сам несколько раз пользовался этой возможностью и, сообщив, что такой-то водитель не дал билет да еще нагрубил, интересовался последствиями для нарушителя. Мне отвечали, что сообщат хозяину маршрута, а тот по своему желанию или казнит, или помилует… Как представляется, миловали чаще, ибо наказание одних служило бы профилактикой и хорошим уроком для всех остальных. Однако «остальные», видя безнаказанность, продолжали нарушать. И в итоге город получил то, что получил. Газельщики стали попросту неуправляемы. Известен совершенно дикий случай, когда несколько лет назад на конечной остановке водитель маршрутки жестоко избил водителя троллейбуса параллельного третьего маршрута всего лишь за то, что тот собирался выехать на линию раньше и таким образом «украсть» потенциальных пассажиров. В погоне за монетой абсолютно все водители маршруток принимают от пассажиров деньги за проезд и – что просто чудо! – выдают билеты во время движения. Одной рукой человек за рулем берет деньги, отсчитывает сдачу и отрывает билеты, а другой держит баранку, тем самым, частично теряя бдительность и способность адекватно оценивать постоянно меняющуюся обстановку на дороге. А иные вконец осмелевшие «жонглеры» щеголяют перед привыкшими к их чудесам за рулем пассажирам еще и умением говорить по мобильнику. Повторюсь: эти злейшие нарушения от полной распущенности и безнаказанности. В Белоруссии, например, карман водителя легковушки, независимо от его служебного положения, за разговор по мобильному телефону по время движения немедленно опустошают на 200 долларов. Там к водителям маршруток, находящимся под еще большим дозором гаишников, внимание более пристальное – во всех машинах установлены кассовые аппараты.

Есть ли возможность противостоять такому валу нарушений и обезопасить жизни пассажиров и пешеходов? Да, имеется. Кроме названной выше службы по регистрации фактов нарушений водителями ГАЗелек, контроль за их работой осуществляет территориальная инспекция. Собранных ее сотрудниками фактов всевозможных нарушений и выставленных предупреждений хватит на несколько довольно увесистых томов. Но одно дело предупреждать, другое – реально принимать меры, чего, увы, хозяева маршруток делать явно не желают, потому как, если реагировать по серьезному на каждое грубейшее нарушение, придется постоянно основательно менять водительский корпус, а это доставляет сильную головную боль. Интересно, как наказали того водителя машины АА 499, который едва не уложил меня под колеса своей ГАЗели?

«Ежедневно на 108 маршрутов официально выезжает 1050 ГАЗелей, и все частные, 128 машин имеет даже «Саратовгорэлектротранс», – рассказывает директор муниципального учреждения «Транспортное управление» администрации Саратова Андрей Иващенко. – Но на самом деле их бывает больше. Руководители транспортных предприятий, выигравших конкурсы и передавших затем по договору аренды машины в пользование частникам, заинтересованы в обслуживании пассажиров неучтенными машинами, что дает им возможность получать дополнительную, скрытую, прибыль. Это при том, что каждый «график», то есть каждая единица на колесах, привозит ежедневно по 1000–2000 рублей дохода. Сколько же на самом деле, сказать трудно «из-за отсутствия в машинах кассовых аппаратов». Кроме того, каждый предприниматель, перевозящий льготных пассажиров, получает ежегодно из областного бюджета по миллиону и более рублей дотации. Находясь возле такой сытной кормушки, водители и их хозяева гоняются за получением еще большей прибыли, что толкает их на различные нарушения, в том числе и правил дорожного движения».

По словам Иващенко, если раньше по вине газельщиков ежедневно совершалось в среднем 5–6 ДТП, то сейчас – 21. Причем, многие водители стали уже злостными нарушителями. Все их фамилии значатся в компьютерной базе данных, с которой может совершенно безвозмездно познакомиться любой хозяин маршрута, однако никто ни разу не поинтересовался, тем более приходящим новичком, числится ли за ним шлейф нарушений. А нарушения бывают самыми разными: несоблюдение технических условий, невыдача билета, курение в салоне, перевозка стоящих пассажиров, нарушение внешней и внутренней экипировки машины, работа без маршрутных листов. Самое суровое наказание – увольнение, немного «мягче» – изъятие маршрутного листа, перевод на штрафные маршруты, где меньше пассажиропоток и вконец разбитые дороги.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3042007145152&oldnumber=391