"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (390) от 22.03.2007

Коридоры Власти

Двусмысленная «экономическая эффективность»

Ольга ЛАВРИНОВИЧ

19 марта прошло очередное заседание ПДС министерств и ведомств правительства области у заместителя председателя правительства области Алексея Щербакова. На заседании, в частности, был рассмотрен вопрос «О результатах проведения комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти области и муниципальных образований в сфере государственных закупок по итогам 2006 года».

Об эффективности

C докладом на эту тему выступила председатель комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд области Людмила Жданова. По ее словам, эффективность расходования бюджетных средств является одним из основных направлений бюджетного послания президенту РФ. Участвует в этом и правительство Саратовской области. В прошлом году было принято постановление о мерах по повышению эффективности закупок для государственных нужд области и муниципальных учреждений. Этим постановлением было принято положение о порядке комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти. В соответствии с ним комитетом по координации была проведена работа оценки органов исполнительной власти по итогам IV квартала 2006 года.

Порядок комплексной оценки включает в себя 4 критерия – это экономическая эффективность или экономия средств, соблюдение законодательства при размещении заказов, уровень квалификации членов комиссий и уменьшение доли закупок без размещения заказов к общей доле закупаемой продукции. Каждое из этих требований имеет свой весовой показатель.

Проверка была проведена по двадцати трём органам исполнительной власти. Итоговые показатели определены в виде оценок: «эффективная работа», «умеренно эффективная», «не эффективная» и «неудовлетворительная». Получилось, что оценку «эффективная» получили 7 органов исполнительной власти (31%): министерство промышленности и энергетики, министерство сельского хозяйства, министерство транспорта, комитет охраны окружающей среды и природопользования, комитет капитального строительства, комитет по дорожно-транспортному строительству и эксплуатации дорог, управление по делам ЗАГС.

Оценка «умеренно эффективная» получена 11-ю органами исполнительной власти (48%): министерство культуры, министерство по делам ГО и ЧС, министерство строительства и ЖКХ, министерство здравоохранения и социальной поддержки населения, министерство инвестиционной политики, министерство информации и печати, министерство экономического развития и торговли, комитет по управлению имуществом, управление делами правительства, управление по делам архивов правительства, управление по обеспечению работы мировых судей.

«Неэффективными» оказались 4 органа исполнительной власти (17%): министерство образования, министерство финансов, министерство по физической культуре, спорту и туризму, управление ветеринарии.

Отметку «неудовлетворительно» получил 1 орган исполнительной власти (4%) – комитет охотничьего, рыбного и лесного хозяйства, в настоящее время преобразованный в министерство лесного, охотничьего и рыбного хозяйства. Как сказал о нём Алексей Щербаков: «Ликвидирован уже. Что о нём говорить!»

По отдельности

Как сказала г-жа Жданова, отдельными критериями комплексной оценки эффективности стали: экономическая эффективность или экономия бюджетных средств, а также соблюдение законодательства, квалификация членов комиссий и доля закупок без размещения заказов в общей доле закупаемой продукции. Министерство образования из-за низкой доли соблюдения законодательства – 49 случаев нарушения – получило оценку «неэффективно». Информация о нарушениях направлена на имя министра, в министерстве полностью изменён состав комиссии, что положительно сказалось на динамике ликвидации нарушений – в 1 квартале 2007 года нарушения отсутствуют.

Министерство финансов за первый квартал этого года не допустило ни одного нарушения 50% специалистов прошли повышение квалификации, но по итогам предыдущего года сработало с низкой экономией средств.

«В тех министерствах и ведомствах, где работают грамотные специалисты – меньше нарушений, – продолжает Людмила Жданова. – Комитет предлагает ввести по комплексной оценке дополнительный критерий – обеспечение конкуренции при размещении заказов, который будет оценивать работу органов власти с учётом корректной работы на сайте и в СМИ с целью достижения прозрачности и доступности информации поставщикам продукции, а также отдаваемых приоритетов комплексной закупке, которая привлекает дополнительных исполнителей заказов по поставке продукции. Конкурентный рынок складывается на аукционах, в том числе электронных.

На данный период органы власти запланировали конкретные целевые ориентиры экономической эффективности, то есть в этом году каждое министерство определило свою планку – экономию, на достижение которой будут сориентированы и производимые закупки в 2007 году.

Районы…

В отличие от областных закупок, экономия бюджетных средств в 2006 году по районам составила 123 млн рублей, или 3%, что почти в три раза меньше, чем по области. Из них 112 млн рублей (более 90%) сэкономили 10 муниципальных районов области: Саратов – 3%, Балаково – 6%, Энгельс – 5%, ЗАТО «Светлый» – 8%, Балашовский район – 3,7%, Пугачёвский – 4,5%, Ртищевский – 4,5%, Маркс – 4%, Новоузенск – 5%, Вольск – 1,5%. Остальные 30 муниципальных районов вместе сэкономили 11 млн рублей – это очень низкая экономия. Причина – в размещении основной доли закупок у единственного поставщика, в том числе по коммунальным платежам, связи, ТЭРам и закупки без размещения заказов до 60 тысяч рублей.

«Низкая эффективность по районам, – сказала Жданова, – получилась вследствие децентрализации закупок, отсутствия консолидации бюджетов при администрации, передачи полномочий заказчиков на уровне получателей бюджетных средств при малых объемах финансирования. Ещё одна причина – низкая квалификация специалистов, их частые замены, совмещение должностных обязанностей по закупкам. Узкий рынок привлечённых поставщиков обусловлен отсутствием прозрачности совершения закупок, техническими сложностями ведения сайта.

Практически всеми администрациями утверждена система комплексной оценки, но их показатели являются прямой копией областного документа и не отражают специфику работы в каждом районе. Поэтому для повышения качества закупок в целом руководителям необходимо выполнить ряд мероприятий, в том числе обеспечить контроль и оценку работы исполнительных органов управления, что позволит выявить слабые стороны и устранить их», – закончила своё выступление Людмила Жданова.

То самое

постановление

Постановление правительства области № 261–П «О мерах по повышению эффективности закупок…» разработано, в общем-то, в целях осуществления всесторонней оценки эффективности того, что и как делают органы исполнительной власти нашей области, выполняющие функции государственных заказчиков. Размещать заказы по закупке товаров, работ и услуг для государственных нужд области уполномочены также министерства и ведомства.

Для достижения объективной и сбалансированной оценки деятельности органов исполнительной власти области в сфере государственных закупок при определении итоговых показателей оценки эффективности используется комплексный подход с применением расчетно-балльного метода в соответствии с критериями, определенными в этом документе. Критерии комплексной оценки были определены с учетом выявленных недостатков в практике применения российского законодательства о размещении заказов в переходный период и в последующем могут быть изменены для решения наиважнейших задач по формированию системы государственных закупок.

Вопросы

Заместитель председателя правительства области Алексей Щербаков высказал пожелание «чтобы экономия не производилась в ущерб качеству», согласился со всеми выставленными оценками, кроме оценки минфина. По этому поводу он сказал: «Минфин закупал единственный вид продукции – дополнения к программному обеспечению основной версии, причём купить у другого поставщика он, по понятным причинам, не мог, ни одного нарушения он не допустил, как же мы в этом случае ставим ему удовлетворительную оценку. Если наши критерии ещё не совершенны, то нужно для кого-то исключение делать. И среднерыночной цены здесь быть не может! Мы чётко видим, что система оценки критериев дала сбой, значит, надо это признать и нужно дорабатывать эту систему».

Затем Щербаков перешел к вопросам о нарушениях: «Допустим, нужно было поставить две подписи, а поставили одну, и так в двадцати восьми контрактах – получили сразу 28 нарушений. Нужно смотреть, что за нарушения, и соответственно их оценивать. При подведении официальных итогов в правительстве – я гарантирую – это будет учтено. По целому ряду остальных, даже если нарушения носят формальный характер, их быть не должно. Есть закон – его нужно соблюдать».

Также были заданы вопросы: органы исполнительной власти, которые имеют наиболее высокий процент по экономической эффективности, оценивались в том числе по целевому ориентированию, а есть ли какие то другие критерии оценки помимо целевого ориентирования? Какова эффективность работы самого комитета, который контролирует эффективность работы органов исполнительной власти?

Такие ответы

Жданова поясняет: «Саратовский регион – один из немногих регионов, который начал использовать рейтинговую оценку, и она должна развиваться во времени. Когда у нас будет меньше нарушений, тогда и этот показатель станет не так актуален, будут другие критерии, но оценивать всё равно надо. Кстати, комитет провёл в этом году конкурс и сэкономил полмиллиона рублей, поэтому, я считаю, это достаточно эффективно».

Потом присутствующие коснулись экономической эффективности. По мнению выступавших, в некоторых случаях высокая экономическая эффективность может говорить о неудовлетворительном определении первоначальной цены контракта или о низком качестве продукции. И если у минсельхоза всегда 28 и 30% – ещё не значит, что это лучше, чем 1% у минфина. Возможно, что минфин более грамотно подходит к этим вопросам и цены назначает такие, от которых больше 1% рынок снизить не может. Например, зерно и программное обеспечение: какой разброс цен на рынке зерна – это зависит и от его качества, и от того, какими были условия приобретения программного обеспечения.

«Есть закон, в котором определено, сколько поставщиков нужно для проведения конкурса, – добавил зампред Щербаков. – Понятно, что больше двух. Чем больше конкуренция, тем больше участвует поставщиков, тем ниже цена и выше экономия.Это идёт в среднем по министерству, где массово закупается продукция. Например, какой конкурс можно провести, если должен пройти концерт Ростроповича. Нет второго Ростроповича. Есть один. Нужно уходить от конкурсов и переходить к аукционам, что мы и делаем. Сейчас мы готовим совместные торги по целому ряду закупок однотипной продукции, которую сейчас министерства и ведомства закупают поотдельности, а будут закупать совместно. За счёт общего количества закупок можно получить дополнительные скидки».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2042007194610&oldnumber=390