"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (389) от 15.03.2007

Право Выбора

Как избежать очереди за энергией

Юрий БОРОВИКОВ, заместитель директора ООО Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»

Не так давно Саратов захлестнула волна активности в сфере отношений с энергетическими компаниями. Связана она была с реформированием всех АО-энерго и, как следствие, – необходимостью заключения потребителями договоров энергоснабжения на иных условиях. У некоторых из компаний этот процесс прошел тихо, плавно и безболезненно как для самих энергетических компаний, так и для их потребителей, а у каких-то нет…

Одним из последних оказалось Саратовское предприятие городских электрических сетей. А началось все в конце ноября 2006 года, когда потребители ЗАО «СПГЭС» стали получать письма от ООО «СПГЭС» о том, что заключенные ими договора прекращают свое действие с 1 января следующего года, и, если кто не хочет остаться без света, им следует в кратчайшие сроки в период новогодней лихорадки собрать кучу документов и предоставить их в СПГЭС. Естественно, у потребителей возникали вопросы о том, какое отношение имеет ООО «СПГЭС», которое информировало их о прекращении договора энергоснабжения, к ЗАО «СПГЭС», как их энергоснабжающей организации, и следует ли вообще всерьез воспринимать эти письма о необходимости заключения нового договора. Кроме того, СПГЭС информировало потребителей, что с апреля 2006 года ему запрещена деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Так почему же тогда, в период с апреля по январь, никто и ничто не мешало СПГЭС поставлять энергию потребителям, а с января это стало невозможно?

Вопросов много, ответов мало, а логика монополиста проста: не хотите заключать договор – не надо, вам же будет хуже, когда наутро лампочка не загорится.

Продолжилась вся эта эпопея еще интереснее. Оказалось, что потребителей (абонентов) у СПГЭС не один и не десять, а целых семь с лишним тысяч. Дальше интереснее: все эти 7000 абонентов захотели получить свой экземпляр проекта нового договора энергоснабжения, однако достался он им не так легко, как они могли ожидать. То ли лень сотрудников СПГЭС, то ли неграмотное руководство ими привело к тому, что в коридорах СПГЭС стали появляться очереди недовольных абонентов. Недовольны они были тем, что вместо того, чтобы ходить по магазинам и покупать родным новогодние подарки, они вынуждены проводить часы (а некоторые и целые дни) в ожидании своего проекта договора. Другого выбора СПГЭС им не оставило.

Но даже после получения своего экземпляра договора страдания потребителей не закончились. Дело в том, что выдаваемые СПГЭС проекты договоров, как правило, были не подписаны со стороны монополиста. Это означало, что, фактически, по смыслу закона, потребитель лишался возможности подготовить и направить в СПГЭС протокол разногласий к этому договору, так как он (проект договора) не являлся офертой (предложением заключить договор). Что это значит для потребителя? Это значит, что мучения продолжаются, и теперь надо идти опять стоять в очередях и подписывать у СПГЭС их проект договора. Почему нельзя было выдавать уже подписанные экземпляры договоров? На это могут ответить видимо только в СПГЭС.

Естественно, возникает вопрос: что делать и есть ли выход из подобной ситуации? Конечно, есть. И не один.

Как ни странно и банально, но бороться с СПГЭС можно и нужно. Делать это стоит руками грамотных юристов, знающих ваши права и умеющих их отстаивать в любой ситуации.

Действующее законодательство буквально по минутам определяет все, что должен сделать потребитель для заключения договора энергоснабжения. Возьмем самую простую ситуацию, – когда потребитель уже имеет технологическое присоединение к сети сетевой организации, а дело осталось за малым – подписать договор и включить рубильник. Закон различает два возможных пути: когда потребитель сам обращается к монополисту с просьбой заключить договор энергоснабжения и когда такая инициатива исходит от самого монополиста.

В первом случае потребитель должен направить в энергоснабжающую организацию проект договора энергоснабжения. Этот проект, по смыслу закона (ст. 435, 445 Гражданского кодекса РФ), является офертой, т.е. – предложением заключить договор. Сам договор энергоснабжения является по своей сути публичным, а это значит, что для стороны, которой направлен проект договора (СПГЭС), заключение договора обязательно и она должна направить другой стороне извещение об акцепте (ответ о принятии договора), либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Потребитель, получивший от энергетиков протокол разногласий (или вообще не получивший на предложение заключить договор ответа в тридцатидневный срок), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Во втором случае, потребитель не готовит свой договор энергоснабжения, а получает проект энергоснабжающей организации. Естественно, многие из пунктов данного договора существенным образом ущемляют права потребителя: в договоре на потребителя возлагаются дополнительные обязанности, вводится ответственность за нарушение данной обязанности и т.д. Поэтому советуем перед подписанием договора внимательно изучить каждый его пункт и изложить свою редакцию спорных пунктов договора энергоснабжения в протоколе разногласий к договору.

Срок на рассмотрение протокола разногласий определен в правилах функционирования розничных рынков электрической энергии и, если энергоснабжающей организацией является гарантирующий поставщик (к примеру СПГЭС), то он составляет 7 дней, в течение которых монополист обязан принять меры по урегулированию разногласий либо в письменной форме уведомить заявителя об отказе во внесении полученных предложений в проект договора с указанием причин отказа, которые могут быть обжалованы заявителем в суде.

В случае если монополист не соглашается с предложенными вами условиями договора энергоснабжения, выход один – обращаться в суд с исковым заявлением о понуждении к заключению договора на условиях, изложенных в протоколе разногласий. Зачастую именно после получения искового заявления монополист начинает задумываться – кто прав, а кто виноват, и, как один из выходов разрешения спора, – сам «предлагает решить дело миром». А что может быть лучше мирного урегулирования отношений в подобной ситуации?

К сожалению, не многие из потребителей внимательно изучают предложенный им договор, а сразу его подписывают. Возможно, о своей ошибке они еще вспомнят когда представители СПГЭС будут проводить у них проверки. Многие из условий проекта договора СПГЭС навязываются монополистом своим потребителям. Хотя, наверное, с позиции монополиста это и правильно. Почему бы ни включить в договор пару–тройку кабальных условий, если этот договор все равно подпишут, тем более что эти условия помогут компании в дальнейшем ещё и заработать. А подпишут потому, что есть очень действенный рычаг воздействия, называется который – рубильник.

Не произойдет ли так, что после того, как потребители испытают столько мучений при заключении договора, который, в конечном счете, является еще и кабальным, им захочется сменить поставщика услуг? Очень может быть.

Радует, что действующее законодательство РФ предоставляет нам право выбора компании, которая будет нам «нести свет». СПГЭС уже не тот монополист, как это было ранее. С каждым годом появляются новые, молодые компании, предоставляющие те же виды услуг, что и СПГЭС. И, кроме того, у них есть одно конкурентное преимущество перед СПГЭС – они готовы идти на встречу своим потребителям…

P.S. По имеющейся в редакции информации, Главный федеральный инспектор в Саратовской области В.А. Будылев владеет ситуацией, творящейся в СПГЭС. Мы надеемся, что Виктор Александрович наедет возможность дать необходимую оценку в пределах своей компетенции.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=2042007165417&oldnumber=389