"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (388) от 1.03.2007

Худсовет

Саратовская поэзия в московском формате

Александр ДАВИДЕНКО

В прошедшие выходные в нашем городе проходил фестиваль актуальной поэзии «Дебют – Саратов», организованный Международным независимым фондом «Поколение», Независимой литературной премией «Дебют», группой «Культурная инициатива», факультетом философии и психологии Саратовского госуниверситета имени Н.Г.Чернышевского, центром культурологических исследований «Артефакт», теоретическим альманахом «Res Cogitans».

Открылся фестиваль в здании госуниверситета им. Н.Г.Чернышевского пресс-конференцией москвичей Виталия Пуханова, Данилы Файзова, Леонида Костюкова и Дмитрия Кузьмина (Москва) и саратовца Михаила Богатова. Сказано было много и разного, но основные смыслы, судя по выступлениям и вялым дискуссиям, сводились к тому, что новая генерация младопоэтов – это здорово, особенно потому, что массово; уровень продукта высок, но в отличие от Пушкина, Бродского и прочих Маяковских, пока не хватает раскрутки, однако работа постоянно идет, а потому есть шанс. Как всегда, в подобных случаях, новые революционеры решительно размежевались со всеми предыдущими поэтическими образованиями, особенно если среди них есть агенты ненавистного «Союза писателей». Да и вообще, не принимающие сегодняшнее новое не понимают, не способны, не доросли. Робкое сомнение в корректности слова «актуальный» и возможности замены его на «новый» было вальяжно остановлено утверждением о субъективности суждений. Конечно, это так, но не до такой степени, как хотелось бы культуртрегерам от «Культурной инициативы». Столь же сомнителен был тезис о том, что на современную культуру гораздо большее воздействие оказывают не «первые номера» (они же раскручены), а поэтическая челядь; впрочем, это уже старый спор о роли личности в истории.

Вечером первого дня литературные чтения были продолжены в ресторане «Русскiй векъ». Зал оказался переполнен, но добрую половину сидельцев, похоже, больше интересовали пиво и собственные проблемы, которые необходимо было обсудить с приятелями именно сейчас, так что поэтов удавалось расслышать с трудом, несмотря на вооруженность их микрофоном. Выступления были разными, как и сами поэты. Некоторые пытались отстаивать тезис об органичности включения мата в живую плоть поэтической фразы под интонационной анестезией. Не удалось. Даже эвфемизмы отторгались окружающей тканью стиха и выглядели, как нарост на здоровом теле, хотя отдельным представителям молодежи нравилась не нормативность, как таковая, всего остального для них, лучше бы и не было. Холодно, замысловато звучал верлибр, донося до слушателей изысканные трюизмы, упакованный в причудливый целлофан, после чего было царственно заявлено об ошибочности мнения о том, что, якобы, верлибром пишут лишь не владеющие хорошо рифмой. Хотя я не являюсь сторонником такого категоричного утверждения, но с сожалением констатировал, что взявшийся опровергать это с помощью своих силлабо-тонических виршей, лучше бы этого и не делал, так как лишь подтвердил сомнительный тезис. Но не все было так грустно в этот вечер, были и счастливые исключения как среди явно переросших возрастные рамки «Дебюта», так и находящихся в их пределах. Приятно было слушать гостей из Москвы Геннадия Каневского и Алексея Кубрика, в стихах которых витиеватая форма не являлась самоцелью, а включала в себя интересные смыслы, выраженные как напрямую, так и с помощью суггестивных посылов. Не подкачали и некоторые саратовцы, такие, как уже довольно маститый Павел Шаров и молодой Данила Аникин, сумевшие вечным, но не ставшим от этого банальными, истинам, чувствам личным, даже интимным, размышлениям над «проклятыми» вопросами бытия, придать привлекательную вербальность, без потерь в содержательности.

Второй день фестиваля начался в Областной библиотеке имени А.С.Пушкина в форме встречи участников фестиваля со школьной и студенческой молодежью. Сначала была прочитана весьма популярная лекция о вкусах издателей и читателей, а также об их пересечениях. Мягко, но навязчиво подсказали юношеству, по каким брендовым признакам следует отличать публикации качественной поэзии от второсортной. Было указано, когда вообще следует писать стихи, из чего следовало, что уж говорившие точно привнесли в русскую словесность нечто доселе невиданное, свежее и оригинальное, а так как критерии качества они же и определяют, то, безусловно, и нетленное. Из сказанного можно было заключить, что часто упоминаемая «наша литература» имеет сугубо камерное, даже клубное значение, а новые шаблоны ничуть не лучше (скорее хуже, ибо вторичны) старых, предаваемых анафеме. Гораздо продуктивнее оказалась вторая часть встречи, а именно, чтение стихов. Ожидаемо триумфальным стало выступление Светалны Кековой, поэзия которой явно не укладывалась в прокрустово ложе эстетических предпочтений фестивальных пророков, но с очевидным талантом пришлось смириться и даже выказывать сдержанное почтение. И хотя поэзия Кековой стоит в стороне, а вернее, над фестивальным мейнстримом, придется вернуться именно к нему. Дневные чтения отличались тем, что в них приняла участие большая группа молодых саратовцев. Среди них можно выделить подающую большие надежды Елену Калякину и пока неровную Татьяну Симакову, стихи которых отличали не только выразительность форм, искренность чувства, но и отсутствие излишней экзальтации, продемонстрированной многими другими. Эти многие, социально аутичные молодые люди, более или менее удачно сублимировали рефлексирующее сознание в поэтические тексты, но далеко не у всех было достаточно исходного материала. Кроме того, у них еще не достаточен жизненный, психический и просто литературный опыт. Впрочем, от одних (недостатков) можно со временем избавиться, а другие (достоинства) приобрести.

Вечером воскресного дня в рок-кафе «Machine Head» прошел последний этап поэтических чтений с последующим закрытием фестиваля.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5032007143911&oldnumber=388