"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (388) от 1.03.2007

Вернисаж

«Линия жизни» Александра Дроздина

Николай ВЛАСОВ

Названия выставок у саратовского фотохудожника Александра Дроздина всегда неожиданные, они не бывают блеклыми или маловыразительными, то же самое можно сказать и про его работы. «Радиоэфир» и «Линия жизни» – так называются две серии его фотографий, представленные на выставке в галерее «Феникс’94» – небольшом подвальчике на пересечении улиц Радищева и Московской.

Мы встретились с Александром в одной из комнатушек этой небольшой, но, тем не менее, уютной галереи. Он согласился ответить на несколько вопросов о себе и своем творчестве.

Корр.: Вы считаете себя скорее фотографом или фотохудожником?

А.Дроздин: Сложно сказать. Наверное, я все же фотохудожник. Я не считаю себя профессиональным фотографом, хотя и зарабатываю фотографией на жизнь. Мне кажется, что для того чтобы быть профессионалом, нужно не только фотографировать и получать за это деньги, но и еще иметь какое-то специальное фотографическое образование. А я по образованию экономист. Это своего рода дань родителям, которую я заплатил сполна. Я получил диплом, но по специальности не работаю, потому что мне хочется делать то, что меня радует. Приятно засыпать с чувством выполненного долга – я все свои работы делаю в основном по ночам. Сделал какую-то работу, посмотрел – да, классно получилось. Засыпаешь, думаешь о том, что завтра можно сделать.

Это интересно, это радует. Работа фотографа – интересная работа. Потому что это связано с поездками и общением с новыми людьми. Это избавляет от жизненной рутины: допустим, сегодня я фотографирую показ модной одежды, завтра делаю иллюстрации для какого-нибудь журнала или съемку рекламы для магазина. Скучать не приходится.

Корр.: Вы занимаетесь только студийной съемкой? Вас никогда не тянуло попробовать себя в жанровой или пейзажной фотографии, в каком-нибудь другом жанре, не студийном?

А.Дроздин: Нет, как-то не было такого желания. Честно говоря, я никогда не фотографировал пейзажи, даже для себя. Есть у меня несколько снимков городских видов, но вряд ли это можно назвать пейзажем в полном смысле этого слова. Серия с железной дорогой, например. Я не люблю съемку на природе, так как мне всегда нравилось самому выставлять свет, а не ждать милости от природы. Правильное освещение в фотографии очень важно. Мне нравится всегда выставлять свет самому, отталкиваясь от своих собственных идей. Свет – это всегда часть художественного замысла. И когда перед очередной съемкой я делаю на бумаге какие-то зарисовки, я уже заранее расставляю источники света. Поэтому я всегда точно знаю, что во время съемок освещение будет таким и только таким.

С естественным светом все гораздо сложнее. В этом, конечно, есть какой-то свой интерес. В силу неожиданности, что ли. Но свет там идет в основном со всех сторон и как бы опутывает человека. Поэтому построить световую картину можно, но это уже гораздо сложнее. Вот почему я предпочитаю студийную съемку. Для меня это легче в техническом плане.

Корр.: Что вас вдохновляет, когда вы фотографируете?

А.Дроздин: Сложно сказать, наверное, любовь к самому процессу, азарт и желание найти что-то новое для себя. Если разобраться, мое увлечение фотографией – это тоже своего рода собирательство. Я коллекционирую свои собственные фотоработы. Когда сделаешь какой-то особо удачный снимок, думаешь: «Еще одна фотка в мою коллекцию – классно!» Я очень люблю фотографировать своих детей, их у меня двое. Их и жену. На фотографиях с этой выставки они тоже есть. Помню, на предыдущей выставке, один из моих знакомых сказал: «Ну, увидели мы семью Дроздина во всех ракурсах, и что дальше?!»

Корр.: Как Вы считаете, Ваши фотографии могут быть интересны широкому кругу зрителей или они предназначены скорее для эстетов?

А.Дроздин: Не знаю. Я как-то об этом не задумывался. Людям, которые приходят на мои выставки, виднее. Наверное, для всех. Скажем так, я выставляю свои фотографии для тех, кто приходит на мои выставки. А там уж эстеты они или нет, пусть решают сами. Мне сложно сказать, кому мои работы нравятся, а кому нет. Ведь я сужу о том, насколько они кому-то понравились, преимущественно по отзывам. Во всяком случае, те люди, с которыми я разговаривал на открытии выставки, говорили о моих фотоработах очень хорошо. Правда, в основном это мои знакомые. Не знаю, может быть, они меня просто любят и им неудобно сказать что-то плохое о моих снимках?

Корр.: Как у Вас складываются отношения с другими фотографами Саратова?

А.Дроздин: Да нормально складываются. Мы очень редко видимся. Очень редко общаемся. Наши пути пересекаются в основном на выставках. Недавно вот в мэрии собирались. Обсуждали возможность продвижения в Саратове фотографии как искусства.

Корр.: Вам хочется что-то изменить в фотографической жизни нашего города?

А.Дроздин: Провокационный вопрос. Я бы не сказал, что меня что-то не устраивает в фотографической жизни Саратова. Скорее всего, потому, что какой-то особой фотографической жизни в нашем городе я не замечаю. Я не понимаю, что значит словосочетание «фотографическая жизнь» относительно нашего города. У нас ее просто нет.

Корр.: Бывают ли у Вас творческие кризисы? Бывало ли так, что Вам хотелось забросить свое увлечение фотографией?

А.Дроздин: Нет, желания бросить свои занятия фотографией у меня пока не было. Да и творческих кризисов я пока что-то не замечал. Всякое, конечно, бывает. Но вряд ли это можно назвать творческими кризисами. Я, в общем-то, не так давно и занимаюсь всем этим: выставками, изготовлением иллюстраций для журналов и книг, съемкой рекламы. В общей сложности, где-то около четырех лет. Это немного. Раньше, когда не было цифровой фотографии и все снимали на пленку, четыре года и за стаж-то не считался. Но сейчас времена изменились, темп жизни стал другим. Поэтому, когда кому-то говоришь, что занимаешься фотографией уже четыре года, на некоторых это производит впечатление. Так что, кризисов у меня пока не было и, надеюсь, не будет. Да и откуда им взяться? Все, что я фотографирую, мне в радость. С мыслями о фотографии я ложусь спать и с ними же просыпаюсь.

Корр.: Работы, представленные на этой выставке, продаются или это только выставка и ничего более?

А.Дроздин: Конечно, продаются. Какой смысл выставлять свои фотографии, если их нельзя будет при желании купить? Да и потом, сделать выставку, на которой нельзя ничего купить, я бы просто не смог. Выставка сделана не на мои деньги, поэтому продажа фотографий – обязательное условие. Это нормально. Все фотографии, представленные на этой выставке, продаются. Вернее, я бы не сказал, что они покупаются… но, тем не менее, они продаются.

Корр.: Как Вы считаете, что должно быть в фотографии, чтобы она могла считаться произведением искусства?

А.Дроздин: За фотографией всегда должен быть виден ее автор. По моему глубокому убеждению, фотография не должна быть безликой. За каждой хорошей фотографией всегда кто-то стоит. В конце концов, все зависит от человека. Он делает либо искусство, либо что-то еще. Для меня фотография – это все-таки скорее искусство. По идее, у каждого человека свое видение мира. Каждый снимает так, как он видит. И это главное. Можно, конечно, долго спорить о композиции, золотом сечении, каких-то других устоявшихся правилах и нормах… Но все это, в той или иной степени, – клише. Я стараюсь их избегать. В этом отношении мне всегда было интереснее ломать стереотипы восприятия, а не следовать им.

У меня жена по образованию художник. Когда она смотрит на мои работы, часто говорит: «У тебя здесь неправильно, композиция никакая, так не должно быть». А мне нравится, что все сделано так, а не иначе. Если мне хочется, чтобы люди или предметы были расположены именно в таком порядке, значит, так и должно быть. Ведь все свои фотографии я делаю, в первую очередь, для себя, для своего удовольствия. Я занимаюсь фотографией только потому, что мне это доставляет удовольствие. А если мне что-то нравится, то почему бы мне этого ни сделать?

Можно сказать, что я пытаюсь найти универсальную формулу общения через язык фотографии посредством искусства. В своих работах я пытаюсь подобрать ключик к каждому человеку. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но я люблю сложные задачи. Пока я не могу сказать, что сумел этого добиться. Но мне бы хотелось, чтобы у людей, пришедших на мою выставку, что-то такое внутри повернулось. Я хочу, чтобы людям было интересно смотреть на мои снимки. И если человек, придя на выставку, сможет найти в моих фотографиях что-то близкое для себя, значит, мои усилия были потрачены не зря.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5032007143453&oldnumber=388