"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (388) от 1.03.2007

Проблема

Детские сады: питательная среда для недетских аппетитов

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Дети – это святое. Не худо было бы вывесить это замусоленное советское изречение на видное место во всех еще уцелевших саратовских садиках, а еще лучше – чиновничьих кабинетах. Дабы управленцы от образования не забывали, за чьи интересы они радеют. История, о которой пойдет речь, напоминает добрый старый анекдот прошлых лет. Но относиться к ней, как к анекдоту, было бы неправильно. Как говорится, и совпадения не случайны, и фамилии не вымышлены. Да и приключилось все не настолько давно, чтобы анекдот (даже если бы его и посчитали таковым) успел обрасти «бородой».

Сегодня садиковое меню, в принципе, не является тайной за семью печатями. Конечно, о технологии приготовления пищи и кулинарных тайнах каждого отдельно взятого ДОУ – разговор особый. По крайней мере, здесь существуют свои стандарты, на которые, хотя бы формально, должны держать равнение заведующие. Нормы питания в яслях, детских садах и санаторных дошкольных учреждениях утверждены СанПиН посуточно в граммах на каждого маленького воспитанника. В 24 продуктовых наименования входят чай (заварка), сахар, дрожжи, соль и два вида масел. И, тем не менее, при наличии чуточки фантазии, из оставшихся ингредиентов несложно соорудить не слишком однообразный стол. Ну да речь сейчас не об этом.

Вообще в разговоре о критическом состоянии всей садиковой системы в Саратове тема питания, как таковая, обычно уступала место другим вопросам. Например, «бумажным» родительским очередям, поборам, скудному количеству детских садов или отсутствию в них персонала. При таком положении дел проблемы еды для большинства родителей отодвигались на задний план. Кормить в вожделенном садике могли чем угодно. Главное, что за это не приходилось платить.

Час расплаты

С 1 июня прошлого года садиковые расценки резко взлетели вверх. 16 мая, по инициативе городского комитета по образованию, гордума вынесла небезызвестное решение № 3–30 «О порядке установления расчета и размера ежемесячной платы родителей (законных представителей) за продукты питания для детей в муниципальных дошкольных образованиях г. Саратова». Суть его сводилась к следующему. В комитете по образованию пришли к выводу, что до этого они кормили детей себе в убыток. Недоуменным родителям было предложено впредь компенсировать расходы на питание чада из собственного кармана. Иными словами, ежемесячно доплачивать к прежним 250–400 рублям еще около 1000.

История не была бы такой захватывающей, если бы инициатива председателя горкомитета по образованию Марины Алешиной подпадала под рамки экономически обусловленной и тем самым не заинтересовала бы областную прокуратуру. А дело вот в чем.

Сначала возникает резонный вопрос: какими такими соображениями руководствовалась г-жа Алешина, когда решила, что стоимость содержания в детских садах необходимо не просто увеличить, а увеличить именно на продуктовую составляющую? Понятно, что коли минимальные нормы продуктового набора четко прописаны и утверждены, измениться, да еще и внезапно, они не могли. Что касается реакции на резкое возрастание их рыночной стоимости, то она, в принципе, возможна. Но только не в этом случае. Требовать денежную разницу с родителей, не учитывая при этом Закон РФ об образовании, было бы довольно странно. Между тем, подобная ситуация предусмотрена в ст. 51 этого закона, обозначившей, что «инфляционный рост расходов на питание и охрану здоровья обучающихся, воспитанников полностью компенсируется государством». Кстати, в оперативно прокатившихся по местному телевидению сюжетах и сама Алешина, и ее заместитель Марина Епифанова называли меру увеличения тарифов вынужденной и жаловались на большую инфляцию. В чем же реальная причина?

Опустим этот риторический вопрос и обратимся к следующему моменту. Из всех недомолвок по этой ситуации он наиболее любопытен. Дело в том, что идея сбора с родителей дошкольников средств на питание в детских садах вообще противоречит федеральному законодательству, в частности п. 1 ст. 8 ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон четко относит обеспечение воспитанников дошкольных учреждений питанием в соответствии с минимальными нормами к набору бесплатных соцуслуг, финансирующихся за счет бюджета. В свою очередь, нормы СанПиН утверждены на территории страны с 2003 года, и о них уже говорилось выше.

Как могли не знать об этом думцы, единогласно принимавшие решение по и без того наболевшей садиковой проблеме, а уж тем более Марина Владимировна, которая, надо полагать, больше всех была заинтересована именно таким исходом дела, остается загадкой. Хотя место, из которого у этой загадки выросли ноги, угадывается. Как это ни парадоксально, но до недавнего времени статьи расходов на содержание дошколят законодательно вообще не были определены. Никто не ставил родителей в известность о том, за какие такие малышовые блага они регулярно выкладывают энную сумму денег. Благо поначалу расценки были божескими и по умолчанию считалось, что допсредства в основном идут на зарплату обслуживающего персонала. Очевидно, что в отсутствие перечня предложенная комитетом по образованию графа родительских расходов не могла вызвать существенных нареканий.

Наконец, последний момент. Садики подорожали отнюдь не с нового года, хотя это, наверное, было бы логичней. Рост цен случился еще в период действия утвержденного на 2006 год бюджета, а в нем отдельной строкой значились расходы на горячее питание в дошкольных учреждениях. Здесь действия г-жи Алешиной вообще не поддаются никакой логике. Если бюджет был принят и детишки на целый год оказались обеспечены всем необходимым, какой силы катаклизм должен был разразиться, чтобы составленная комитетом по образованию смета вдруг оказалась, мягко говоря, недостаточной (если она к концу года и вовсе не растаяла) и потому не способной покрыть всех расходов? Думается, и столь щедрые родительские ассигнования при извечной бедности комитета также оказались для работников образования не лишними.

Очевидное невероятное

По любопытному стечению обстоятельств, просуществовать в неизменном виде плоду местной законотворческой деятельности долго не удалось. После всех описываемых событий, не далее как в январе этого года, систему дошкольного образования неожиданно потрясли новые преобразования, уже на общероссийском уровне. Значимых событий оказалось два. Ими стали поправки в закон «Об образовании», которые внес вступивший в силу с 1 января ФЗ № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей». В частности, постановлением правительства РФ наконец-то был утвержден долгожданный перечень нужд ДОУ, на которые должны направляться ежемесячные родительские платежи. Искомая статья «питание» в нем отсутствовала. Зато были досконально прописаны другие потребности и расходы: транспортные и коммунальные услуги, арендная плата за пользование имуществом, увеличение стоимости основных средств и прочие траты. Более того, статьи 52.1 и 52.2 этого ФЗ обговаривают два других момента. Согласно им, родительская плата за содержание дошкольника не может превышать 20 процентов от общих затрат на одного ребенка дошкольным учреждением. Кроме того, родители получают право на ежемесячную компенсацию садиковых расходов. Так, уже с этого года один дошколенок в семье должен «стоить» на 20 процентов меньше, два ребенка дошкольного возраста – на 50 процентов, а три и больше – на 70 и более процентов соответственно.

Стоит ли говорить, что закон, уже заработавший по другим городам России, благополучно обошел Саратов стороной. Ни о какой компенсации родителям речь и вовсе не идет. На вопрос о том, за чем дело стало, когда случится радостное событие и случится ли вообще, несколько недель тому назад в комитете отвечали как-то застенчиво. Например, ссылались на местный законодательный орган, который якобы не торопится утвердить сам механизм осуществления выплат.

Впрочем, и так понятно, что без усилий и воли на то самого водителя машина с места все равно не сдвинется, сколько ее ни толкай. А подтолкнуть и даже отбуксировать давно и пока безуспешно пытается областная прокуратура. Но и воз оказался не лыком шит и не проехал ни в Волжском, ни в областном судах. Как объяснили «Богатею» в облпрокуратуре, в ближайшем будущем дело может направиться в надзорный орган.

Кстати, в облпрокуратуре имеется и свое мнение относительно сроков выплат родительских компенсаций. Даже если приурочить их начало к моменту вступления в действие соответствующего ФЗ местным чиновникам не удалось, это еще не значит, что его исполнение должно откладываться и дальше напрямую зависеть от чьей-либо указки. Более того, когда бы ни начались выплаты, а начнутся они, как удалось узнать нашему изданию из собственных источников, скорее всего, аккурат к весенним праздникам – родителям в обязательном порядке должны начислить все недополученные ими с января суммы. Вот только не покажутся ли и эти деньги некоторым чиновникам чересчур «питательными»?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5032007142832&oldnumber=388