"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (388) от 1.03.2007

Экспертиза

Экологические припарки астматическому городу

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Постоянное действующее совещание (ПДС) министерств и ведомств области у заместителя председателя Правительства области А.Щербакова рассмотрело 5 февраля вопрос «О плане основных природоохранных мероприятий по экологическому оздоровлению г. Саратова и г. Балакова на 2007–2009 годы». Казалось бы, чего же лучше! Тем более, что ожидаемые результаты реализации некоторых пунктов запланированных мероприятий столь многообещающи, что дух захватывает. Но именно «захватывание духа» напрягает разум и диктует необходимость разобраться с содержанием документа, представленного правительственному форуму.

Многие журналисты отразили это событие. Отразили буднично, одной рукой пописывая, другой – почёсываясь и прикрывая рот от зевоты, отразили как рядовое событие, не давая себе труда не то чтобы разобраться в сути изложенного, но и не делая оговорок даже при очевидных несуразностях. Вот один, бросающийся в глаза при чтении пример того, как можно навести тень на плетень, даже сразу две тени. Он касается мер по избавлению от загазованности воздуха городской среды.

Больше градусников больному организму!

Так можно оценить один из самых заметных разделов программы «Охрана атмосферного воздуха». В разделе четыре пункта из 9-ти посвящены увеличению количества постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха (или его загрязнения). Общая сумма на эти цели на 2006–2008 годы запрашивается в размере более 23 миллионов рублей. Среди технических средств и сами посты, и оборудование имеющихся постов приборами для ведения мониторинга загрязнения атмосферы выбросами от всех видов транспорта, и передвижная лаборатория для контроля за загрязнением воздуха в пешеходных и зелёных зонах, и укомплектование постов лабораторий приборами для определения в атмосферном воздухе тяжёлых металлов и углеводородов. Благое дело! Тем более, что «Ожидаемые результаты», записанные в соответствующей графе, – как раз из тех, от которых дух захватывает. Оказывается, 23 миллиона нужны для получения «Объективной информации для принятия управленческих решений». Понимаете, граждане и товарищи, чиновники, принимающие управленческие решения, сейчас, можно сказать, не могут их принять. Видимо, имеющиеся карты загрязнений атмосферы города и его районов, заражений тяжёлыми металлами, выбросами заводов, заболеваний по этим районам, то есть данные, полученные с помощью имеющегося оборудования, не объективны? И потому чиновники ну просто терзаются от мысли, что не могут принять управленческие решения? Да это всё равно, что если бы в больнице вместо принятия решения о срочной операции писали заявки на увеличение обеспеченности больницы термометрами, а ещё лучше – электронными с точностью до сотых долей градуса. Кто же против термометров, но и без них ясно, что городу нужнее лекарства или хирургический инструмент. Так стоит ли сводить лечение к размещению термометров везде, где их можно закрепить? Понятно, что «при таких делах на кухне» забота о «лёгких» города Саратова – Кумысной поляне – свелась к планированию на 2007–2008 годы «Разработки положения о переводе лесопаркового хозяйства «Кумысная поляна» в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения». Экологическая эффективность данного мероприятия обозначена как «Основа для улучшения среды обитания жителей города Саратова». Правда, денег на содержание «основы» в бюджете не нашлось. Так и продолжим жить – без основы, без корней. А непрофинансированная строка в Программе «экологического оздоровления» города с помощью термометров выглядит просто маниловщиной.

Экологической маниловщине – градостроительные тупики

О прогнозируемых мерах одна из областных газет написала: «Что касается оптимизации транспортных потоков пассажироперевозок и снижения загрязнения воздуха отработанными газами, то генеральный план развития областного центра предусматривает вывод из центральных зон трамвайных маршрутов». Сразу скажем: это «тень на плетень», и даже не одна. О каком генеральном плане развития областного центра идёт речь? Тот ли это план, в наличии которого время от времени заверяет власть и общественность числящийся в звании главного архитектора города г-н В.Вирич, и на который даже депутаты городской думы не могут и одним глазом взглянуть? Или же речь идёт о плане, который ещё только где-то разрабатывается и которому до утверждения и принятия предстоит долгий путь согласования и утверждения? И уже потому, что никаким примечанием не оговорено, что, собственно, имеется в виду, то внимательный читатель вправе предположить, что ему, говоря по-русски, вешают лапшу на уши. Тем более, что вправе был бы сделать такое допущение и проводивший ПДС зампред правительства А. Щербаков, если подобное прозвучало на совещании. Но даже оставляя без внимание безобразно скандальную ситуацию с генеральным планом развития города, о чём не устаёт писать пресса, сама логика снижения загазованности воздуха отработанными газами за счёт вывода из центральных зон города трамвайных маршрутов вызывает сильное сомнение. И даже не потому, что трамваи передвигаются без выброса отработанных газов. На это можно и возразить, как это делает тот же самый «главный архитектор»: мол, трамваи снижают среднюю скорость движения автомобилей, закупоривают магистрали, создавая пробки, а в пробках, как известно, и выбрасывается наибольшее количества несгоревшего топлива. Всё это так. Да только «узлов», где образуются автомобильные пробки, в Саратове гораздо больше, чем мест, где тому виной являются трамваи. Скажем сразу, что если бы трамваев вдруг не стало вообще, загазованность в Саратове продолжала бы расти теми же темпами, что и сегодня. Потому что первопричиной загазованности является не средняя скорость автомобилей, а количество автомобилей в городе (от чего зависит и средняя скорость). Количество же непрерывно растёт и будет расти! Снятие трамвайных маршрутов не спасёт, а усугубит ситуацию. На бывших трамвайных маршрутах появятся автобусы, в том числе и дизельные, а те чадят, так чадят! Скажете, нет, не автобусы надо пускать, а троллейбусы – они и в рельсах не нуждаются, и, к тому же, – экологически чистый транспорт. Да, но только троллейбусы способствуют созданию пробок не в меньшей степени, чем трамваи, а в большей. Трамвай, остановившись, хотя бы не закупоривает автомагистраль, остановка же троллейбуса неизбежно приводит к сужению проезжей части и уплотнению транспортного потока, следствием чего и является снижение средней скорости и большая загазованность. Троллейбусы хороши на широких и протяжённых линиях, а не в транспортной каше, коей уже стал центр города. Круг, как видим, замыкается, из чего можно сделать заключение, что с логикой у авторов утверждения о трамвае, как о виновнике загазованности, не всё ладно, а ставка на троллейбус не решает ни транспортной, ни экологической проблемы.

Можно бы ещё сослаться на опыт западноевропейских городов, развивающих рельсовый электрический транспорт, а не уничтожающий его в пользу автомобиля, но и собственные примеры перед глазами. Возьмите подъём к аэропорту от Сенного рынка по улице Танковой. На всём протяжении трамвайного пути на этом участке нет ни одного места, где бы трамвай мешал автотранспорту. Но взгляните с любой горы – от аэропорта ли, с Лысой ли горы – вдоль улицы выхлопные газы стоят стеной, с каждым годом становящейся внушительнее. Вот где наглядно и буквально видны причины загазованности: рост числа автомобилей, плохая регулировка двигателей, отсутствие очистки выхлопных газов, да и, видимо, качество топлива. Однако автомобильное бедствие грядёт не только из-за этих причин, но и из-за отсутствия в городе достаточного количества транспортных развязок и пешеходных переходов в узких местах. Опять же, наглядный пример, Сенная площадь. Здесь пересеклись восемь мощных автотранспортных потоков: три трамвайных, два троллейбусных и несчётное количество автобусно-газельных маршрутов. И среди транспортного столпотворения суетятся людские потоки, уворачиваясь и увиливая от механических стад, несущихся со всех сторон. По загазованности район Сенного рынка самый неблагоприятный в городе. Бороться здесь с трамваем бессмысленнее, чем воевать с ветряными мельницами. Да и невозможно здесь убрать ни один из трамвайных маршрутов, что, кстати, понимают разработчики «природоохранных мероприятий», планируя реконструкцию трамвайного маршрута № 3 в магистральную трамвайную линию (правда, что под этим понимается, пока не очень ясно). Напрашивается очевидное решение: убрать людские потоки в подземные переходы, заодно соорудив под площадью торговый комплекс наподобие Манежной площади в Москве. Ясно же, развязывать «сенной узел», и развязывать именно подобным образом, раньше или позже придётся. Но позже – при ещё большем транспортном потоке – в худших чем сейчас условиях. Однако ни в каких планах о подобной перспективе даже не упоминается.

Упомянем и о пресловутой «Стрелке». Там, как и на Сенном, также сформировался катастрофический транспортный тромб, усугубляемый градостроительной политикой. По большому счёту, кардинальной разгрузкой этого злосчастного узла могла бы стать вторая транспортная магистраль, соединяющая Ленинский район с Заводским. А для неё имеется только одна подходящая территория – подножье Лысой горы. Начинаться такая магистраль могла бы от Торгового центра по улице Лунной. Далее – в направлении на аккумуляторный завод. Конечно, потребовались бы большие инженерные (вплоть до строительства эстакад) и градостроительные (до сноса частных домов и капитальных зданий) усилия. Однако не слышно, чтобы о такой перспективе хотя бы задумывались. Более того, она с каждым годом становится всё более проблематичной из-за нерегулируемой застройки подошвы Лысой горы.

О стихийности застройки даже на магистральных улицах говорит пример «закупорки» проспекта 50-летия Октября на границе Кировского и Ленинского районов. Здесь сотворён новый тромб: по существу посредине проспекта и около транспортной развязки: отсюда начинается путепровод через железную дорогу на улицы Соколовая и Магнитная (на аэропорт), построена бензоколонка и строятся многоэтажный жилой дом и крытый торговый комплекс. Этими сооружениями фактически блокирована возможность модернизации проспекта – создание боковых транспортных проездов от Стрелки до площади Ленина и заложена транспортная мина под формирование современной развязки. Чем ещё, кроме градостроительной некомпетентности, эти стройки можно объяснить? И ведь памятник, можно сказать, откровенной недальновидности, сотворён на века. Да, уж, как говаривал генерал Александр Лебедь, «глупость – это не свойство ума, это – такой ум». Не от такого ли ума и пошло явление, получившее в народе название «виричезация»? И, думается, что пока это явление сохраняется в природе и во власти, любые экологические намерения по снижению загазованности будут проектами прорвы для выкачивания бюджетных средств на недостижимые цели. А потому экологические прорвы и транспортные тупики – и есть ближайшее будущее Саратова. Про отдалённое не хочется и думать. Можно только надеяться, что появятся руководители иного ума, но сии надежды – для юношей.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5032007141631&oldnumber=388