"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (386) от 15.02.2007

Событие

Закрытое явление музея народу

Екатерина БОГДАНОВА

Свершилось почти что историческое событие: на прошлой неделе здание Радищевского музея было снято с реставрации. Этому предшествовали семь лет, в течение которых обнесенный строительной рабицей корпус надлежало обходить стороной.

Высокие деревянные двери на тугих петлях пока открываются с трудом. Несмотря на официальное окончание реставрационных работ, к массовому наплыву публики здание еще не готово. Дело в том, что эта история имеет не только счастливый финал, но и послесловие. И о нем лучше упомянуть сразу. Торжественная церемония открытия, в пресс-релизах не случайно оговоренная как закрытая, получилась весьма занятной. А все потому, что простые смертные на ней не присутствовали. Для рядовых посетителей музей продолжает оставаться неработающим. Фактическое открытие наступит не раньше конца июня, когда музейные работники сумеют подготовить обновленную экспозицию.

Вся церемония презентации была построена на идее возвращения к корням. Жаль, главные гости заставили себя дожидаться. Вернее, в разосланных приглашениях не сообщалось, что ввиду непредвиденных обстоятельств мероприятие переносится на час. В результате все это время собравшимся пришлось прилежно изучать раздаточный материал. В музее, между тем, постепенно собиралась культурная и научная элита. Не успели губернатор со свитой войти в зал, как приветственное пение выстроившейся незадолго перед этим капеллы Губернского театра хоровой музыки зазвучало почти оглушительно. Приглашенным зачитали краткую историю создания музея в выдержках из старых документов. Не обошли вниманием и момент освящения. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил этот обряд перед открытием. Последний раз он производился 122 года тому назад.

Пока же залы музея ослепляют своей девственной пустотой. Те, кто видел это здание постройки конца XIX века прежде, до памятного закрытия, и увидят его сейчас, наверняка, с удовольствием поиграют в игру «Найди отличия». По крайней мере, администрация музея и высокие правительственные чины уверяют, что это один из немногих случаев, когда выделенные на ремонт средства были истрачены целевым образом. Старинное здание постарались оснастить самыми современными системами освещения, климат-контроля и безопасности, а также приборами видеонаблюдения.

Провести весь комплекс восстановительных и модернизационных работ в дышащих на ладан помещениях аварийного главного корпуса, который, к тому же, должен был сохранить свой архитектурный облик, было задачей не из простых. Саратовские строители справлялись с ней под руководством столичных реставраторов. В результате на свет появился специальный план, позволяющий при помощи новейших технологий и материалов провести конструктивное усиление фундамента и перекрытий и обновить фасад и интерьеры. В своем нынешнем облике музей отвечает самым современным требованиям к хранению и экспонированию предметов искусства.

Сотрудники музея уже определились с назначением помещений и размещением экспозиций. Первый этаж будет отведен предметам древнерусского и западно-европейского искусства. Также здесь обоснуются мемориальные залы, посвященные основателю музея художнику Алексею Боголюбову. Основные фонды расположатся на верхнем этаже. Здесь будут представлены экспонаты, относящиеся к русскому искусству и датируемые промежутком от XVIII века до начала XX-го.

Целостность впечатления нарушает разве что одна деталь: в подвальных помещениях наряду с лекторием и гардеробом поселится Интернет-кафе. Трудно представить, каким образом компьютерные технологии будут сочетаться с предметами старины. О том, будет ли эта услуга коммерциализированной – а это наиболее очевидно – и что за структура посягнула на музейные недра, тоже пока не сообщается.

А вот администрация Радищевского музея в отреставрированном главном корпусе уголка себе так и не присмотрела. По крайней мере, покидать здание на Первомайской и вывозить с собой хранилища руководство не планирует – и тем и другим переезды, видимо, наскучили. Одна надежда – совершать их экспозициям теперь тоже еще долго не придется.

Что говорить, на фоне, в общем-то, невеселого внешнего и внутреннего облика саратовских музеев обновленный Радищевский обречен смотреться не иначе как вызывающе. И в этом тоже, при желании, можно усмотреть мистику, не только финансовую. Считается, что для Саратова XIX века проект музея произвел не менее ошеломляющий эффект, ведь на тот момент здания, специально приспособленные под экспонирование предметов старины, в городе попросту не возводились.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022007150437&oldnumber=386