"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 6 (386) от 15.02.2007

Театральная Жизнь

В ТЮЗе – премьера руководящего триумвирата

Екатерина БОГДАНОВА

Громкую «пьесу», еще в прошлом году разыгравшуюся в коллективе ТЮЗа, на минувшей неделе попросили считать официально законченной. По крайней мере, именно на такой версии событий старательно настаивали 7 февраля участники первой совместной пресс-конференции нового театрального правления.

Вкратце напомним, что в ноябре прошлого года из театра уволились восемь несогласных с политикой руководства в лице директора Райкова и главрежа Ошерова актеров. На место последнего протестанты прочили Цинмана, которого, вскоре после этого в театре не стало. Позже Цинман вернулся.

Теперь в театре жизнь вроде бы нормализовалась. Дыхание есть, пульс нормальный – так сейчас выглядит ТЮЗ со стороны. Даже если кого-то финал затянувшейся истории и разочаровал своей невразумительностью, в оправдание неуклюжей игры главных действующих лиц можно сказать одно: развязку постарались сделать в духе трогательной семейной идиллии. «То, что произошло, естественно для любой семьи, любого живого организма, – сообщил директор театра Валерий Райков пришедшим полюбоваться на нее журналистам. – Та ситуация, которую мы пережили, заставила нас по-другому взглянуть на себя. Энергии ушло очень много. Мы рассчитываем, что далее у нас конфликтов не будет».

Надо сказать, что попытка сгладить шероховатости все же не вполне удалась. Впечатление несколько подпортило нарочитое желание нового руководства обойти разговор о недавних скандальных событиях стороной. Позиция театра более чем очевидна: установившееся затишье опасаются связывать с ожиданием бури. Тем более что предсказать сегодня, какими окажутся дальнейшие эпизоды в жизни театра, сложновато.

И вот почему. Имевший место конфликт успел основательно подточить ТЮЗ изнутри. Да так, что его формальным разрешением стало перераспределение административных полномочий. По большому счету, действующие лица закулисного спектакля остались те же. Некоторым, правда, пришлось вжиться в другие роли. Должность директора театра по-прежнему закреплена за Райковым, а вот Ошерову пришлось примерить на себя новый для театра пост худрука.

«Мы последними в городе руководствовались старым уставом единоначалия, – объяснил Райков. – Сейчас на руководящую должность правительством на равных делегированы два человека»

«Устав принят, он существует, – подтвердил свое назначение и Юрий Ошеров, – но коренных изменений им не внесено. Худсовет в некоторых театрах есть, в некоторых его нет. Там, где от него исходят консолидирующие токи, он нужен, бездействующий худсовет пользы не приносит. Мы связываем его возрождение в нашем театре с надеждой на то, что он будет нести конструктивную функцию»

Это правда. Формально обоим тюзовским «капитанам», явно во избежание трений, предложен равный статус. Тем не менее, обязанности по должностям строго ограничивают вмешательство одного и другого в театральные процессы. Художественному руководителю предстоит решать творческие вопросы, в том числе, как уточнил сам Ошеров, взять на себя социальные и кадровые заботы. Все хозяйственное руководство остается за директором. Однако есть одно маленькое уточнение – мнение худрука носит рекомендательный характер. К нему обязаны прислушиваться, но его не обязаны исполнять в первую голову.

В новом для себя качестве главного режиссера на пресс-конференции присутствовал и Григорий Цинман. Перед телекамерами он вел себя несколько скованно, чем слегка выбивался из общего оптимистичного настроя мероприятия. Свою скованность объяснил волнением перед новой должностью и объемом предстоящих работ. В ответ на прозвучавший из аудитории вопрос о ближайших постановочных планах даже попытался пошутить: «Планы еще не обговаривали. Но в моем трудовом соглашении записано право на постановку спектаклей. В основном я должен заниматься каждодневной рутинной работой: отсматривать весь репертуар театра, давать оценки, двигать театр вперед».

В том, что заданное направление движения окажется верным, на этот раз руководство ТЮЗа не сомневается. Пока его обозначают двумя векторами: ворохом совместной работы и тихим «залечиванием ран», иными словами, преодолением недавних последствий размежевания в труппе. Катастрофическую текучку в актерской среде удалось предотвратить. На сегодняшний день, по словам Райкова, ни одной увольнительной на директорском столе не лежит. А успех реабилитации тех, кто прошел через все этапы прошлогоднего кризиса, связывают с воплощением все тех же грандиозных рабочих задач.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17022007144046&oldnumber=386