"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (384) от 1.02.2007

Худсовет

Зрителям сыграли колыбельную

Екатерина БОГДАНОВА

29 января тринадцать студентов-третьекурсников театрального факультета консерватории превратили малую сцену драмтеатра в игровую площадку. Выкатили детские машинки, играли в куклы, отбирали друг у друга качели. Вроде бы не собирались делать ничего серьезного… И вдруг, взяли и сыграли колыбельную. По-взрослому и для взрослых. Но о детях. Все полтора часа, пока длилась сдача дипломного спектакля «Выглядки, или Колыбельная для взрослых», зрители пьесу не смотрели и даже не слушали, скорее узнавали и вслушивались.

Постановка по произведениям Антона Чехова и тольяттинского драматурга Вадима Леванова получилась отчаянно-грустной и проникновенной. Три зарисовки разных характеров и времен об одном и том же – доведенной до отчаяния, изможденной, раздираемой собственными противоречиями и страдающей от непонимания человеческой душе. Появляющаяся время от времени в качестве успокоительного рефрена колыбельная-послесловие явно звучит не для нее, а по ней. Все три истории рассказываются на самом кульминационном моменте и подводятся к одному тому же – смерти детей. Это их должны оплакивать взрослые, которые так или иначе в этих смертях виноваты.

«Никто каждый день не ест», – убеждают друг друга умирающие с голода маленькие братья. Вспоминая, как называется картошка и как выглядит хлеб – «белое, самое вкусное», – они мучительно дожидаются «ее». Ту, которая в последний раз оставила их, голодных, запертыми в пустой квартире больше чем на двое суток, и которую они только перед смертью назовут «мамой».

Эта финальная часть пьесы, пожалуй, самая тяжелая. Ничего не произойдет, мир не рухнет. Просто дети, те самые «выглядки», так и не дождутся мать. Взрослые как персонажи в пьесе вообще не предусмотрены. Их присутствие ограничивается намеками или эпизодически проскальзывает в тот момент, когда в первом сюжете по чеховской пьесе «Спать хочется» на сцене звучит грамотно выстроенное многоголосье.

Музыка, так же как и пластика в спектакле, – вообще отдельная песня. Очень созвучное настроению постановки музыкальное оформление подано в наложении друг на друга классики Шуберта, произведений Горана Бреговича и Яна Тирсена. В центральной части постановки, сценке по пьесе Леванова «Раз, два, три…», в динамиках начинают громко звучать культовые песни «Нирваны». Под них тринадцатилетние школьницы в конце концов совершают массовое самоубийство. Перед этим они оставляют виртуальное письмо, по очереди рассказывая на видеокамеру о самом сокровенном. Выясняется, что у всех трех конкретные и типично подростковые причины озлобленности на весь мир. Одну чуть не изнасиловал материнский сожитель, другая комплексует из-за своей внешности и чересчур фанатеет по «героической» славе Курта Кобейна. Третья просто слишком внушаема и не хочет отставать от подруг. В результате все три играючи выбрасываются из окна. Наивная видеозапись так и остается адресованной неизвестно кому.

Конечно, по большому счету, сюжет незамысловат и заставляет задуматься о предсказуемых и вполне определенных вещах. Ломать голову над внутренним посылом спектакля долго не придется. Но оставляет впечатление сама игра молодых актеров, в которой, при всем специфическом «чувстве школы», сохраняется элемент свежести и незатертости. Как знать, в скольких еще студенческих спектаклях, сыгранных на малой сцене театра драмы, детские игрушки вот так запросто, доверчиво и в то же время по-взрослому небрежно будут оставаться брошенными на полу?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13022007143848&oldnumber=384