"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (384) от 1.02.2007

Премьера

О премьере, и не только

Вадим РЕВИЧ

Сказать, что в музыкальной жизни Саратова сейчас наблюдается некое затишье – значило бы не сказать почти ничего. Впрочем, и началось-то оно, сколько помнится, ещё в прошлом году, до злополучного пожара в филармонии, уничтожившего, похоже, так много всего, что вспоминать его будут долго, и не одни лишь меломаны.

Замечу, что каковы бы ни были увечья, нанесённые пожаром, они едва ли объяснят происходящее, точнее даже не происходящее. Ибо с полной уверенностью можно назвать как минимум три достойных сцены, не однажды уже служившие заменой филармоническим подмосткам. И отсюда позволительно уже, кажется, сделать некий далеко идущий вывод о том, столь «достойной» в принципе музыкальной жизнью живёт город. Чрезвычайно занимательным в этом аспекте выглядит «испанский» вояж оркестра филармонии, вполне спокойно оставившего посередь сезона и город, и свою публику. Гастролёры же, видимо, по некоей «счастливой» случайности тоже ни в каком таком репертуарном плане не значатся. Как-то, в общем, нельзя не отметить, что наличие у нашей филармонии беспрецедентной, думается, для концертной организации фигуры главного режиссёра вовсе, почему-то, не способствует приросту креативного начала в этом учреждении.

Вот почему, видимо, единственно «свежим» событием на сегодняшний день следует признать премьеру, состоявшуюся в прошлом, опять же, году, но в самом его финале, 2 декабря, и на левом берегу Волги, то ли в энгельсском, то ли в саратовском (и кто уж теперь поймёт, как правильно) театре оперетты. Впрочем, причина эта, хотя и первичная формально, вовсе не является таковой по сути. Поскольку каждому, кто знаком с творческим потенциалом театра, давно очевидна его ведущая роль в музыкально-театральной жизни обоих городов. Ну хотя бы потому, что коллектив обладает превосходным ансамблем премьеров, ансамблем классических театральных амплуа, способных вдохнуть жизнь в любую принятую к работе пьесу. Что и на сей раз было замечательно проделано с одной из знаменитых партитур жанра, «Марицей» Имре Кальмана.

В полном согласии с исторической правдой действие пьесы развёрнуто в годы Сецессиона, что ярко и, притом, отнюдь не навязчиво демонстрируют работы О.Бёрдсли, не только украсившие сценографию спектакля (Е.Немчанинова), но, вероятно, её вдохновившие. Чрезвычайно хороши были участники первого спектакля, видеть которых довелось, правда, уже позже, на сцене саратовского театра драмы, во время недавних гастролей труппы. Второй же состав для меня (так уж вышло) оказался первым, что и позволило в полной мере оценить достоинства «премьеров» постановки.

Впечатления от образа графа Тассило, созданного Александром Фатеевым, ограничиваются, увы, тем, что констатируешь лишь тщетность усилий артиста в борьбе со своей партией, всё-таки теноровой. Сплошь и рядом ему было архи трудно одолевать свою чисто баритональную природу, и, сколь помнится, победителем певец так нигде и не вышел. Вера Самойлова, певшая графиню Марицу, также показалась куда более убедительной сценически; вокальная же сторона роли несла сильные потери от явного tremolare. Анатолий Горевой, напротив, практически везде заставлял забыть о высокой тесситуре партии, а чрезвычайно красивый тембр его голоса лишь добавлял очарования созданному им образу. Замечу, правда, что оба исполнителя равно далеки, на мой взгляд, от внешнего облика героя-любовника, каковым всё же, хотим мы того или нет, почти всегда являются первые лица классической оперетты.

Наталья Коваленко показалась просто идеальным воплощением облика главной героини, как раз тем, что хотел бы, вероятно, видеть здесь «волшебник из Шиофока». Она просто замечательно пела, ни разу не дав повода к каким-либо нареканиям. И, конечно, одним из героев обеих «Мариц» был Михаил Крещиков, единственный исполнитель роли барона Зупана. Впрочем, завсегдатаям Саратовской оперетты отлично известно, что, будучи совершенно замечателен в ролях второго плана (несколько упрощённо именуемых обычно как «простак»), он всегда столь же замечательно поёт, и его чудесный светлый тенор всегда слышен, украшая любой спектакль. Герцогиня Цецилия, тётушка главного героя, при сравнении показалась гораздо интереснее у Татьяны Марковой. Она же у Реи Егоровой, будучи показана откровенной старухой, кое-что потеряла в этой своей «монохромности». Наконец, равно, пожалуй, хороши были персонажи Николая Сухоручкина (барон Мориц Крохбах), Алексея Закутаева (дворецкий Михай) и Андрея Каленюка (Птючка). Хотя чисто субъективно я отдал бы, всё же, «пальму первенства» (коли таковая бы присуждалась) Н.Сухоручкину, за его изумительное мастерство характерного актёра, прежде всего, но также и за блестящий и совсем неожиданный номер 2-го акта, в открытом Марицей кабаре на манер венского «Одеона» (кто видел спектакль, тот поймёт меня).

Вот, собственно, и почти всё. Осталось добавить, что замечательный «секстет» солистов (я не назвал ещё Оксаны Колчиной в роли Лизы, просто потому, что образ сей не особенно ярко выписан Кальманом) «обрамляли» артисты хора и балета театра, и обрамляли в высшей степени достойно. Очень славные танцевальные номера поставила для спектакля Марина Суконцева.

И совсем уж «под занавес» отмечу главное «блюдо» этой постановки, её замечательный оркестр. Маэстро Анатолий Гризбил снова, в который уже раз, покорил всех чрезвычайно утончённым воплощением кальмановской партитуры. Надо заметить, что в лице главного дирижёра театр имеет поистине уникальную личность уровня С.А.Самосуда, имеет человека, попросту не умеющего играть будничные, проходные спектакли. Всякий раз вы слышите в оркестре поистине драгоценную «вещь» – абсолютное отсутствие всяческого mainstream’а, т.е. полное неприятие средней линии и общего места, будь то любая фигура в аккомпанементе или ритмический стержень звучащей материи.

Ну, а в качестве итога остаётся лишь поздравить жителей обоих городов с замечательным приобретением в сфере «безусловно прекрасного», ибо когда-то ещё доведётся увидеть что-либо подобное….

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13022007143315&oldnumber=384