"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (384) от 1.02.2007

Транспорт

Куда катятся троллейбусы и трамваи

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Повышение тарифов на пассажирские перевозки уже коснулось автобусов, на очереди горэлектротранспорт. Здесь рост цен будет не плавным и даже не стремительным, скорее – скачкообразным. Впрочем, гражданам еще до Нового года дали прочувствовать перспективу и смириться с мыслью, что за поездку в трясущемся вагоне или далеко не новом троллейбусе придется выложить на целых 2 рубля больше.

К сожалению, рост тарифов ни коим образом не привязан к соображениям комфортабельности проезда. Ощутимо повлиять на эту величину бюджетные транспортники уже давно не в силах. Большая часть подвижного состава, находящегося на балансе «Саратовгорэлектротранса», ожидает списания, не раз ремонтировалась, косметически подновлялась и вновь выходила на линию. Каждое приобретение в пополнение парка, независимо от потраченных средств, становится крупным событием. В декабре в Саратове появились две новенькие «Тролзы». Покупка еще стольких же запланирована городским бюджетом уже на этот год. С учетом роста цен оба энгельсских троллейбуса обойдутся в 6,6 млн рублей. То, что цифра вообще вошла в бюджет и при этом не вызвала ожесточенных баталий, в МУПП «Саратовгорэлектротранс» называют определенным достижением. Темпы обновления, конечно не ахти, но все лучше, чем ничего.

Впрочем, в транспортном хозяйстве города остаются проблемы, на которые не замахиваются даже депутаты. Например, в копеечку влетает бюджету попытка обновить трамваи. Заводская цена одного вагона в два раза выше, чем у троллейбуса – почти 7,7 млн. Однако приобретать трамваи даже выгоднее: срок эксплуатации и более продолжительный, и для Саратова оптимальный – 16 лет. И это притом что, благодаря «пластическим операциям», сегодня в городе можно прокатиться в вагоне с двадцатилетним, а то и тридцатилетним стажем. Уже скоро большинство долгожителей отпразднует вековой юбилей предприятия и, соответственно, трамвайного движения, и 55-летний – троллейбусного.

Почему предприятие с такой историей вынуждено перебиваться крохами и до бесконечности латать технику, словно трактора где-нибудь на селе? Не далее чем в прошлый вторник глава городской администрации Николай Романов устроил электрическому транспортному хозяйству показательный смотр. Итоги начальственной ревизии получились неутешительные. Гендиректор МУППа Роберт Виньков не стал скрывать, что из находящихся в данный момент в распоряжении предприятия 244 единиц трамваев 211 нуждаются в замене. В троллейбусном парке из имеющихся 173 машин устарела 121. Более того, по мнению Роберта Рудольфовича, для обслуживания населения городу не помешало бы еще как минимум 440 троллейбусов.

Впрочем, не сказать, чтобы директор о чем-то просил высокого гостя. Может быть, не стал этого делать потому, что Николай Степанович сам скорбно оговорился, что средств на более основательное поддержание отрасли в городской казне на сегодняшний день не достаточно. Ведь даже прошлогодние покупки удалось осуществить за счет взыскания с города кредиторской задолженности.

Наконец, в этом деле остается еще одна проблема – расхлебывание последствий заваренной 131–ФЗ «льготной» каши, от чего теперь, как выяснилось, муниципальные власти норовят устраниться. Перевозка льготников с самого начала оказалась для горэлектротранспорта весьма убыточной. До сих пор, как признался Роберт Виньков, компенсация этой статьи расходов горадминистрацией в полном объеме не осуществляется. Пока это значит только то, что никаких основательных перемен в существующем положении дел ожидать не приходится. Вряд ли даже повышение стоимости проезда заставит заработать в двадцатилетнем троллейбусе печку или осовременит салон изрядно потрепанного жизнью трамвая.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13022007141237&oldnumber=384