"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (383) от 25.01.2007

Девятая Муза

Девятая Муза

Александр СОРОКИН

Казалось бы, профессия артиста может быть освоена только очно. Так же, как, скажем, профессия хирурга или летчика. Однако оказывается, что тот, кто очень хочет, всегда может найти для себя возможность осуществить желание. Главное - сильно захотеть.

В «Кульке» не семечки

щелкают

Когда я впервые услышал название «Кулек», я подумал, что со мной шутят. Оказалось, что нет – так в народе называют училище культуры. Потом я узнал, где оно располагается. И опять-таки не поверил ушам своим. Ибо, по словам моих знакомых, располагалось оно под мостом, что на Стрелке. По глубокому моему убеждению, под мостом только бомжи живут. Никакое училище культуры там располагаться не может. И я опять был неправ – училище действительно находилось под указанным мостом, а точнее рядом с ним.

Вскоре судьба предоставила мне возможность самому «пожить» под мостом? потому что я узнал о том, что саратовское училище культуры проводит дополнительный набор студентов на заочное отделение по специализации «Театральное творчество». Наведя справки, я узнал о том, что студенты этой специальности чуть ли не каждый день бывают на учебной сцене, развивая свою артистичность. Поэтому я поспешил поскорее подать документы.

Вступительные экзамены оказались не очень сложными (вероятно, по причине уже имеющегося у меня высшего образования). Однако поволноваться все же пришлось, когда показывал свои артистические данные. Нужно было рассказать басню, стихотворение, отрывок прозы и показать какую-либо миниатюру. Во время чтения басни «Стрекоза и муравей» меня несколько раз прерывали, говорили, что голос муравья должен быть более суровым, а голос стрекозы – более заискивающим. Однако обошлось, члены приемной комиссии остались довольны. Завершил я это дело миниатюрой «сдувающийся воздушный шарик». В роли шарика, естественно, выступил я.

Восторг молодых ягнят

Особенный восторг у меня вызвал тот факт, что в расписании заочного отделения было обозначено немало часов предмета «Актерское мастерство». Тот же восторг был на лицах моих одногруппников, а если быть точным, то одногруппниц – здесь, как и на театральном факультете консерватории, девочек намного больше (так что, любители оказаться в «малине», учтите).

Предмет, действительно, оправдал наши восторги. Здесь было весело, приходилось много перевоплощаться. Поначалу мы изображали предметы, различные физические действия или животных. Пара превращалась в полтора часа хорошего настроения. К тому же, здесь не приходилось сидеть на месте – после занятия все были как после физ-ры, что называется, в «мыле».

И сцена была пусть небольшая, но зато со всеми необходимыми атрибутами – занавесом, софитами и со своим маленьким зрительным залом. Так что чувство сцены развивалось.

Дальше задания усложнились, мы должны были играть в парах или группах, разыгрывать сценки, разрабатывать память. В частности, одно из заданий выглядело так: один из студентов смотрел на стол, где было разложено около двадцати различных мелких предметов (ручек, зажигалок, сотовых телефонов и пр.), после чего он отворачивался, а преподаватель менял что-нибудь местами или вовсе убирал. Нужно было вернуть все на исходную позицию.

Развивалась и находчивость – студент брал бумажку из груды лежащих на столе у преподавателя и должен был с ходу изобразить то, что было на ней написано (грозу, утюг, верблюда, патефон и пр.). Причем так, чтобы остальные угадали, что он изображает.

Немало внимания уделялось командной работе. Задание «печатная машинка» было непростым – надо было распределить буквы алфавита между, скажем, десятью студентами, после чего, хлопая в ладоши, при произнесении своих букв, нужно было «отстучать» фразу: «Да здравствует Мельпомена, прекраснейшая из муз, да здравствует неизменный актерского братства союз!» При малейшей ошибке все приходилось начинать сначала. Причем, знаки препинания нужно было «оттопывать» ногами синхронно...

Слаженность приходилось проявлять и на «Сценическом движении» – нужно было синхронно двигаться, совершая вызубренные движения под постоянно меняющийся ритм. Если это получалось, каждый начинал чувствовать себя танцором из «Тодеса».

Последний герой

Вскоре первичные восторги завершились и осталась лишь решимость «добить» семестр до конца. Это было непросто – мы «выпустили» немало сил вначале, а основное было ещё впереди. Дело в том, что при заочной форме обучения в семестре две сессии: установочная и экзаменационная. На установочной нужно заниматься 21 день без перерывов и выходных. Занятия идут с 9 утра и до шести вечера каждый день. Представьте себе три недели, наполненные массой новых впечатлений, требующих колоссальной отдачи сил и притом без выходных!

Помимо «артистических» предметов были, что называется, и общеобразовательные – английский язык, история, математика и многие другие. Все-таки среднеспециальное образование требует всестороннего развития. И вот здесь я трижды перекрестился, потому что по многим предметам я был уже «развит» – принесенный вузовский диплом освобождал меня от многих дисциплин.

Преподаватели продолжали «шлифовать» нас по пройденным упражнениям, мы по-прежнему оттачивали «лицедейство», изображая животных, предметы или небольшие сценки. Честно говоря, в конце это даже поднадоело, хотелось большего. Однако программа первого семестра предполагала, что этого достаточно.

На зачетах мы продемонстрировали все это перед студентами-очниками. Страшновато было, но нужно было учиться не тушеваться перед зрителями. Вроде, если смотреть объективно, не слишком опозорились.

Перспективы

По отзывам тех, кто обучался на театральном факультете консерватории, в «кульке» поменьше «классицизма», все намного проще, демократичнее. С этим и связаны сложные отношения между этими учебными заведениями. Говорят, что при поступлении в консерваторию лучше не козырять тем, что ты учился в училище культуры. Сдается мне, что это правда.

А если по-хорошему, то «театральное творчество» – отличное место для тех, кто хочет поверить в себя, самоутвердиться, потусоваться с подобными себе чудиками: все это придает силы и развивает артистизм. Ведь в «консерву» удается поступить далеко не многим. И вряд ли подобное «отшивание» придаст кому-либо заряд бодрости.

И пусть после «кулька» не так уж много перспектив, но многие идут сюда. И поступают потом в различные вузы страны, вплоть до московских и питерских театральных. Диплом «режиссера народного театра» не раскрывает перед вами двери театров, но многое дает в личном плане. Именно поэтому вместе со мной учились парикмахер из модного салона красоты, актер самодеятельного театра, промоутер из известного джинсового магазина и конферансье клуба. Так что, «под мостом» тоже есть кое-какие перспективы...

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30012007182554&oldnumber=383