"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (383) от 25.01.2007

Угол Зрения

Мессианство РПЦ поставлено под сомнение

Юрий ЧЕРНЫШОВ

17–18 января в Саратове прошло выездное заседание Совета муфтиев России, в котором принял участие председатель Совета муфтий духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) шейх Равиль Гайнутдин.

Cовет муфтиев принял дополнения в Устав Совета и выбрал сопредседателей и председателя Совета. Председателем вновь был избран шейх Равиль Гайнутдин, сопредседателями стали духовный лидер мусульман Поволжья и Саратовской области имам Мукаддас Бибарсов и муфтий Татарстана Исхаков.

По итогам совещания муфтиев Равиль Гайнутдин выступил 17-го января в Соборной мечети с получасовой речью перед мусульманской общественностью, а 18-го встретился с губернатором. Наряду с обычными для таких событий мероприятиями, на заседании муфтиев в закрытом режиме состоялось обсуждение вопросов, связанных с экспансией православной епархии в светские сферы жизни, что нельзя отнести к ординарным явлениям религиозной жизни.

Судя по выступлению шейха в мечети, а также сказанному им перед журналистами после его встречи с губернатором (прошедшей также в закрытом режиме), муфтии обсудили необходимость введения в программу общеобразовательных школ предмета «Истории мировых религий» или «Основы религиозной культуры» и подготовки учебников по этим предметам, а также вопрос о возможности создания института военных капелланов в армии. Очевидно, оба вопроса инспирированы, если не сказать спровоцированы, действиями православной епархии. Первый из них связан с непрекращающимися попытками РПЦ московского патриархата добиться не мытьём, так катаньем введения в школьное образование учебного предмета «Основы православной культуры». Известно, что этот предмет не одобряют даже именитые деятели православной церкви, такие как, например, руководитель Школы молодёжного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Мещеринов). Так, выступая с докладом на круглом столе в Свято-Даниловом монастыре 9 ноября 2005 года, он отметил, что «несмотря на неоднократные заявления Патриарха, что это должен быть культурологический предмет, совершенно явно протаскивается в школы Закон Божий, причём, в самом неудачном варианте». Необходимость обсуждения второго вопроса – о военных капелланах – вызвана, похоже, тем, что фактически происходит безальтернативное внедрение православия и православного священничества в армию.

Муфтии пришли к мнению о нежелательности внедрения в систему образования учебного предмета типа «Основ православной (а равно и иной) культуры», и что наиболее приемлемым вариантом названия был бы предмет «Основы мировых религий». Эта позиция отличается от той, которая раньше наиболее часто представлялась как позиция мусульман (или, во всяком случае, их лидеров). Раньше, как известно, некоторые лидеры мусульман высказывались за возможность внедрения предмета типа «Основы православной культуры», так сказать, на «паритетных» основаниях, то есть оставляющих право преподавания и предмета «Основы мусульманской (или иной традиционной) культуры». Изменение позиции мусульманской религиозной элиты, при всей мягкости изложения этой позиции, означает очень многое. Во-первых, это сигнал, в первую очередь, РПЦ и власти, о том, что мусульманское сообщество (умма) весьма недовольно мессианским усердием, с которым РПЦ добивается признания православия самым равным среди «равных» (основных, традиционных) религий.

Во-вторых, Совет муфтиев своим мнением фактически поддержал позицию Минобразования РФ, которое с 2005 года готовило учебник именно «Основ мировых религий». Во всяком случае, у Минобразования появился дополнительный аргумент в поддержку своей позиции. Это приобретает особый смысл после известного выпада епископа Саратовского и Вольского Лонгина, назвавшего ведомство Андрея Фурсенко, то есть Министерство образования и науки РФ «последним оплотом воинствующего атеизма». В-третьих, позиция муфтиев определяет место ислама в рядах тех неправославных конфессий, которые давно выражают тревогу в связи с тем, что под видом реализации свободы совести, гарантированной Конституцией, на деле, при поддержке высших чиновников государства, осуществляется клерикализация государственных структур в нарушение той же Конституции. Одним из убедительных подтверждений тому является происшествие в райцентре Пугачёв, ставшее широко известным из сообщения саратовской корреспондентки «Новой газеты» Надежды Андреевой. В этом городке учащиеся ПТУ при содействии руководства и педсовета этого учебного заведения были направлены «в добровольном порядке» для выполнения хозяйственных работ (в трапезной и прачечной) в женском Свято-Никольском монастыре. («Новая газета» № 01, 11–14.января 2007 г.). В этом же сообщении говорится также о большой материальной помощи монастырю вице-спикером Госдумы Вячеславом Володиным (кухонная техника, стиральные машины, легковое авто и автобус), за которого «монахини молятся ежедневно». Строго говоря, это сообщение могло бы послужить основанием для прокурорского внимания (хотя бы к источнику средств, расходуемых на оказание помощи). Но прецедента рассмотрения нарушения конституционного принципа светскости государства у нас как будто не случалось. На таком фоне тем более значимый вес приобретает мнение муфтиев, косвенно осудивших внедрение «Основ православной культуры» в качестве учебного предмета, и РПЦ вполне могла бы расценить его как акт, оставляющий РПЦ в одиночестве против всего религиозного и нерелигиозного мира. Дополнительным фактором, подтверждающим этот вывод, является позиция духовных лидеров мусульман Европейской части России о возможности введения в армии института военных капелланов. Равиль Гайнутдин заявил, что позиция имамов расходится с позицией РПЦ. «Мы считаем, что имамы в армии не должны носить погоны и находиться в подчинении у генералов других вероисповеданий», – заявил шейх.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30012007182420&oldnumber=383