"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (382) от 18.01.2007

Угол Зрения

Анатолий Соколов: «Наша цель – благополучие русского народа»

Александр СВЕШНИКОВ

В последние годы, на волне происходящих в России политических, экономических, социальных событий, обострилось внимание общественных и государственных институтов к межнациональным отношениям, что, в частности, нашло выражение в появлении разного рода организаций, цель которых – защитить интересы наций, проживающих на территории нашей страны. Среди таких объединений – Саратовская региональная общественная организация «Русская община». О ее цели и задачах наш корреспондент беседует с сопредседателем Анатолием Ивановичем Соколовым.

Корр: Анатолий Иванович! Существует достаточно распространенное мнение, что поскольку русские – это титульная, государствообразующая нация, поэтому она вовсе не нуждается в особом к ней внимании и защите прав русскоязычного населения. По-вашему мнению, нужно ли защищать русских?

А.Соколов: Россия – многонациональная страна, поэтому вопросы межнациональных отношений у нас всегда стояли достаточно остро. Играть на национальных чувствах всегда проще, чем и занимаются некоторые политики в наше время, особенно в предвыборные компании. Куда сложнее сохранять добрые отношения и жить в мире и согласии. Именно так думают и большинство руководителей национальных меньшинств, когда с ними говоришь на эту тему и видишь, что все понимают насколько это очень тонкая политика, где приходится играть, что называется, на острие ножа. Подыгрывать национальным меньшинствам проще, потому что это более доходчиво. Но на этом политику не сделаешь, так как, подыгрывая, сразу противопоставляешь им основное население России, то есть русских. Как бы мы ни хотели, в России 85 процентов русскоязычных, и получается, что в первую очередь нужно заниматься русскими.

Корр. В каком смысле заниматься?

А.Соколов: В том смысле, что если основное население России будет жить экономически нормально, то не будет нежелательных эксцессов, которые мы сегодня наблюдаем. А экономика и политика идут рядом. Национальные вопросы всегда были. Возьмите слово «нацмен». По сути, оно было когда-то обидным, но потом, так сказать, растворилось, так как еще в советские времена представители национальных меньшинств старались себя русифицировать, например, переделывая свои имена под русские. И это было следствием государственной политики – стирание граней между нациями.

Сегодня национальный вопрос опять вышел на самый верхний уровень государственной политики. Не случайно в декабре прошлого года председатель Совета Федерации Сергей Миронов провел Всероссийское совещание «Россия многонациональная», на котором представители национальных образований в составе России говорили, что они предпримут все меры, чтобы те русские, которые покидали места своего постоянного проживания по причине возникших там конфликтов, вернулись. И это понятно, потому что в свое время в республики из России выезжала элита, специалисты, которые в наше время были вынуждены оттуда бежать.

Вот поэтому, в первую очередь, нужно заниматься русскими, которые оказались в таком драматическом положении. Им нужно помочь, чтобы они обрели нормальный статус и нормальное экономическое положение в своей стране. Остальным нациям, которые живут среди нас, в этом смысле намного легче. Ведь конфликты, которые у нас возникают в последнее время (взять ту же Карелию или Вольск), происходят не на этнической почве. Те русские, которые уехали из бывших союзных республик, бросив там все, приехали обиженные и обозленные, что не может не сказаться на их отношении к тем народностям, которые уже давно живут среди русских. Это отношение не может быть дружеским, так как вернувшиеся русские оказываются в куда худшем экономическом положении, чем те же казахи, азербайджанцы и другие народности, которые нередко вступают в криминальные отношения с правоохранительными органами. Люди это все видят и адекватно реагируют. Приехавший из Казахстана русский, оставивший там все нажитое за многие годы, оказывается изгоем, даже не может получить паспорт, в то время, как другие, заплатив кому надо, все это легко имеют.

В такой ситуации сегодня не может не подниматься роль и значение и «Русской общины», и представительств тех народностей, которые проживают среди русских. Работа эта взаимная, потому что только общими усилиями можно решить проблемы совместного проживания разных национальностей. Причем под силу эти проблемы решить только общественным организациям, но не государственным и муниципальным органам. И это понятно, потому что эти органы свою работу строят на законодательной основе. А здесь нужна гибкость, так как межнациональный вопрос, особенно когда он обостряется, очень тонкий, требует осторожного подхода, поскольку любая оплошность может привести к непредсказуемым последствиям – к межэтническим конфликтам, которые будет очень трудно погасить.

Общественные организации, во-первых, совместно с миграционными службами, должны отслеживать этот процесс, неся обоюдную ответственность за поведение своей нации (перед законом мы все – россияне), за то, чтобы приехавшие признали особенности уклада жизни той местности, где они теперь живут среди русских, то есть адаптировались. За этим должны неукоснительно следить общественные организации, как бы они ни назывались: диаспора, землячество, община и т.д. Государство же должно координировать эту работу. Не случайно на том же совещании в декабре встал вопрос о возрождении министерства межнациональных отношений. У нас в Саратовской области в составе правительства учрежден комитет по общественным отношениям.

Корр: Сегодня существует много общественных организаций, так или иначе призванных заниматься положением русскоязычного населения в составе России. Эти организации очень разные по идеологии: одним ближе стремление сохранить русскую культуру, другие озабочены положением русских беженцев, третьи откровенно спекулируют на русском вопросе, четвертые прямо утверждают, что Россия – для русских. Какое место в ряду этих организаций занимает саратовская «Русская община»?

А.Соколов: Во-первых, из этого ряда, на мой взгляд, нужно отделить собственно партийные образования, поскольку для членства в нашей организации партийная принадлежность вообще не имеет значения. На наш взгляд, русскоязычным населением заниматься нужно, поскольку его положение еще в советские времена было куда хуже, чем положение представителей других национальностей, проживавших на территории Советского Союза.

Сегодня ситуация другая: Россия на фоне бывших своих окраин живет явно лучше, благополучнее. Но мы говорим о том, что на исторически сложившейся территории – России – все, кто здесь живет сегодня, независимо от национальной принадлежности, должны жить дружно и развиваться. И мы абсолютно не приемлем экстремизм в отношениях наций друг к другу, признавая равенство всех друг перед другом и перед российскими законами.

При этом мы считаем, что в межэтнических делах и в отношении к своей нации нельзя отдельно заниматься культурой, экономикой, политикой, социальными вопросами. Это должно рассматриваться в комплексе, поскольку так устроен человек, в котором это все слито воедино. Это надо обязательно учитывать. Те же, кто сосредотачивается на какой-то одной стороне жизни, явно стремятся использовать такой подход для решения своих текущих проблем ,например, идя на выборы. Хотя эти люди в глубине души, я уверен, понимают, что работать с человеком нужно в комплексе всех его личных и общественных интересов.

Конечно, мы не говорим, что не будем заниматься политикой, но мы не можем стоять в стороне от всех вопросов общественной жизни нашего региона. Для этого мы входим в общественный совет при губернаторе, принимаем участие в формировании Общественной палаты области. И все это мы делаем, как и в целом в своей деятельности, вовсе не для того, чтобы противопоставлять русских национальным меньшинствам, а чтобы защищать права русскоязычного населения от того же произвола чиновников, попирающих законы. В целом слово «защита» носит достаточно условный характер. Мы защищаем интересы населения, опираясь на существующие российские законы, принимая участие в принятии законодательных актов областной думой, в выполнении постановлений и решений федеральными и местными органами государственной и муниципальной власти. Мы считаем, что таким образом наше влияние будет больше, а результаты нашей работы во благо русскоязычного населения региона и в целом всех жителей будут выше.

Корр: В Уставе вашей организации есть интересное замечание о том. что одной из задач работы «Русской общины» является сохранение самобытности русской нации. Что подразумевается под этим понятием и каковы, на Ваш взгляд, пути сохранения самобытности, без которой, справедливо будет сказать, любая нация не просто растворится, а может вообще исчезнуть?

А.Соколов: Самобытность включает в себя широкий спектр понятий. Но если даже пойти от первой составляющей известной триады «вера, надежда, любовь», то оказывается, что, с точки зрения самобытности русской нации, вера – это вера во Всевышнего. Учитывать это – значит помогать возрождению русского православия, что мы делаем, восстанавливая храм на территории Детского парка. Есть и другая вера – вера человека в себя, выражающаяся в том, что нужно поддерживать в человеке истинные культурные ценности, традиции, сложившиеся веками в русском народе. Мы собираемся принять самое активное участие в объявленном президентом России «Годе русского языка». А язык – это основа жизни нации. Мы это понимаем, потому и осуществили такой акт, как установка на Театральной площади Поклонного креста во славу зачинателей славянской письменности Кирилла и Мефодия.

В планах работы нашей организации поддержка русских национальных коллективов и ансамблей, организация выставок русских художников, выступлений писателей и т.д. Все это будет происходить в Центре русской культуры, который в ближайшее время откроется в новом помещении на территории Детского парка. И это имеет прямое отношение к сохранению самобытности русского народа. Мы собираемся возродить русские спортивные игры, привить любовь и интерес к ним школьников. В наших планах начать работу по благоустройству родников. А родник для русского человека – не просто чистая вода, а нечто святое, или, как говорят в народе, святая вода. С этим же связана любовь к родной земле, к месту, где ты родился и вырос и куда стремишься душой всю жизнь. Сегодня человек оказался оторванным от своих корней, не помнит своих предков, не знает свою родословную. Мы будем привлекать к нашей работе знаменитых земляков, начиная от космонавтов и кончая известными учеными, артистами, общественными деятелями.

С другой стороны, мы понимаем, что основа любого общества, его ячейка – семья. В нашем будущем Центре мы будем возрождать значение семьи, знание людьми своей семейной истории, в которой были не только князья и другая знать, но и великие ученые, писатели, полководцы. Прерванная когда-то связь времен должна восстановиться.

Корр: Традиционно религией русских считалось и на самом деле было православие, великое значение которого со времен принятия христианства на Руси вряд ли кто может оспорить. Потом были разные времена. Сегодня мы стали свидетелями возрождения православия в нашей жизни. Каково отношение «Русской общины» к вопросам религии в русском народе? Нужно ли отдавать предпочтение традиционной религии или выбор веры – это право каждого русского человека?

А.Соколов: Да, исторически сложилось так, что русские приняли православие и таким образом ушли от языческих начал, сдерживающих развитие общества. Этим была преодолена раздробленность Руси и достигнуто сплочение нации. Но в принципе принятие той или иной веры – это воля каждого человека. Тем более, что в основе любой религии лежат общие принципы любви и уважения друг к другу. Другое дело – ветви религии, секты, которые искусственно насаждаются в обществе и, как правило, чужды ему, так как несут в себе зачастую экстремистские начала. Они наносят вред и отдельным людям, и в целом обществу.

Если говорить о «Русской общине», то она в своей деятельности настроена на взаимоотношение с традиционной религией русской нации – православием. Эту веру русские люди пронесли через десятилетия государственной политики насильственного отрешения нации от православия, начатого большевиками. В нашем народе эта вера подспудно жила и пережила все катаклизмы. Сегодня люди по-разному относятся к религии, но я думаю, это вопрос времени, потому что без веры – и в широком смысле, и в смысле приобщения к религии – жить нельзя.

Корр: Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, что в ближайшее время предстоит сделать Вашей организации, чтобы претворить в жизнь цели и задачи «Русской общины».

А.Соколов: Мы понимаем, что работа по консолидации общества – это очень долгий и титанический труд. Хотелось бы, чтобы «Русская община» участвовала в жизни человека на всем протяжении его существования, и чтобы общество влияло на человека максимально полно. Потому что только в обществе, в общине человек может раскрыть себя и быть по-настоящему счастливым и полезным обществу. А это и семья, и поселок или город, где ты живешь. Община должна быть основой общественной жизни, основой самоуправления. Это тоже традиция русской жизни, веками сложившиеся устои – будь то община, совет или сегодняшнее местное самоуправление. Но со временем многое было изуродовано и извращено. Наша задача возродить истинное общинное самоуправление, где главную роль играл бы каждый человек.

Для достижения этой цели есть много форм и способов. Одна из таких форм, создаваемая в Саратовской области Общественная палата. Некоторые смотрят на нее как на возможность решить свои узкие задачи. Это неправильно. Общественная палата – это собрание известных, авторитетных и уважаемых людей, которые, отражая чаяния народа, подсказывают органам власти пути решения общественно важных проблем – будь то принятие законов или других нормативных актов, от которых зависит экономическое и социальное благополучие общества.

Беседовал

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22012007200411&oldnumber=382