"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 2 (382) от 18.01.2007

Свободная Трибуна

Зинаида Самсонова: «Работать во имя будущего»

Вопросы задавала Наталья МАУС

В середине 90-х, когда стихия дикой торговли захлестывала Саратов, «Торговый Центр – «Поволжье» был одним из немногих предприятий, исповедовавших принципы цивилизованного формата. Уже к 2000 году топ-менеджмент «ТЦ – «Поволжье» сформулировал концепцию центра, куда приятно прийти всей семьей, чтобы не только сделать покупки, но и отдохнуть, пообщаться. Что интересно, в масштабах России такой подход начали поднимать на щит буквально последние два года, когда с приходом моллов американского формата в регионы, русские люди поняли, что торговля и толкучка – не синонимы. О ценностях в бизнесе и в жизни, о будущем региона и страны – наш разговор с генеральным директором ОАО «Торговый центр – «Поволжье», депутатом саратовской областной думы, членом Бюро Совета партии «Справедливая Россия» Зинаидой Самсоновой.

– Зинаида Михайловна, «Торговый Центр – «Поволжье», пожалуй, первым из торговых заведений в Саратове поставил во главу угла не скорейшее получение прибыли, а удобство для покупателей. Чем обусловлено появление такой концепции?

– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории. Середина 90-х, кризис магазинов и расцвет всев1озможных рынков и рядов, с которыми цивилизованные форматы не могли конкурировать по цене. Я возглавила «Торговый Центр – «Поволжье» в 1996 году, когда у предприятия были острейшие проблемы. Фактически, мы могли исчезнуть под натиском стихии. Приходилось даже отправлять персонал в отпуска за свой счет, был сильнейший соблазн пойти по общему пути, сдать каждый клочок земли и торговой площади в аренду и превратиться, по сути, в серию магазинов «без лица». Ради выживания сдавали площади в аренду, но с 2000 года, когда стало ясно, что предприятие выжило и надо продолжать развиваться, топ-менеджмент начал воплощать в жизнь те идеи, ради которых, мы, собственно, и пришли в этот бизнес. Миссию свою мы видели в том, чтобы сделать Торговый Центр другом всей семьи. Миссия и диктовала нам стратегию: во главе угла не сиюминутная прибыль, а долгосрочная перспектива, лояльность потребителя обеспечивается именно уровнем сервиса и дополнительными бонусами «нематериального актива» – комфорт, благожелательное отношение персонала, возможность не просто купить у нас необходимые товары, но отдохнуть, приятно провести время. Конечно, мы, как и все бизнесмены, прагматики: наше предприятие находится не в центре города, у нас не купят просто потому, что по пути. Для того, чтобы совершить покупки именно у нас, потенциальный покупатель должен к нам специально приехать, а чем мы можем привлечь клиента в эпоху, когда торговое предложение намного превышает спрос? Именно уникальностью предложения! У покупателя должно остаться приятное впечатление от посещения нашего Центра не только по ассортименту товаров, этим уже никого не удивишь, в памяти должна остаться атмосфера уюта и комфорта, ощущение благоустроенного, удобного, доброжелательного пространства. Отсюда наши большие «непроизводственные» расходы: постоянные вложения в благоустройство территории, в создание зон отдыха, в проведение праздников с конкурсами, призами и подарками для покупателей. Отсюда большие затраты на работу с персоналом, ведь коль скоро мы создаем бренд, черты его должны выдерживаться в каждом акте коммуникаций, начиная от встречи продавца и покупателя и заканчивая службой доставки.

– Время показало, что вы выбрали правильный путь?

– Да. В условиях жесткой, все нарастающей конкуренции мы имеем лояльных покупателей, наращиваем клиентскую базу при том что, подчеркну, принципиально не работаем в формате дискаунтеров. Мы делаем достаточно широкое торговое предложение, хотя строго подходим к выбору ассортиментной линейки предприятия. Нужен покупателю продовольственный рынок? У нас он есть, и продукты всегда свежие, и продавцы честные. Нужно купить сложную бытовую технику? Наш арендатор, (кстати, это единственный факт крупной аренды в ТЦ, т.к. свой бизнес мы ведем сами) – крупнейший ритейлер «М. Видео» предлагает широкий выбор. Для меня, как топ-менеджера, приятно, что «М. Видео» среди ряда площадок выбрало именно нас, значит, мы прошли их строгий отбор, а они соответствуют нашим требованиям к соблюдению формата. Нужно приобрести одежду или, например, собрать ребенка в школу? Пожалуйста, вот наши магазины и квалифицированные продавцы-консультанты. Нужны яркие события, положительные эмоции? Добро пожаловать на наши праздники. По-человечески мне очень приятно, что на наши праздники детишек все чаще приводят именно родители, они все люди занятые, но ради того, чтобы побыть с ребенком, устроить ему яркий красочный праздник, отодвигают в сторону дела и идут к нам, в «Торговый Центр – «Поволжье». Летом, кстати, когда многие торговые заведения жалуются на мертвый сезон, у нас, напротив, больше посетителей: людей привлекают наши уютные уголки, пруд с катамаранами, детская площадка, где дети развлекаются, а родители могут пообщаться с друзьями в летнем кафе. Фактически, Торговый Центр стал зеленой зоной, которых так мало в Ленинском районе Саратова. Ну и дальше все понятно: сегодня отдохнул, завтра пришел к нам за покупками. Поэтому к конкуренции с новыми игроками на региональном рынке мы готовы и чувствуем себя достаточно уверенно.

– Вы упомянули вложения в персонал, расскажите об этом подробнее.

– Я считаю, что человека нужно уважать, нельзя своему работнику говорить: сегодня я тебя нанял, а завтра могу за ворота отправить. И покупателя нужно уважать и беречь, и продавца. Каждое утро во все наши подразделения выходят психологи, поддерживают благожелательную рабочую атмосферу в коллективах. Департамент управления персоналом разрабатывает учебные программы для персонала, клиентские тренинги. Но предприятие, где работают люди, обязано заботиться и о своих кадрах. Забота о будущих пенсиях – важная часть нашей социальной программы. Государство фактически умалчивает о том, что социальные пенсии будут не выше 100 долларов, поэтому хороший руководитель должен о своем работнике позаботиться заранее. Мы работаем с негосударственным пенсионным фондом «Лукойл-гарант», наши работники по желанию перечисляют туда определенный процент своего заработка. Для топ-менеджеров, которые уже не успевают реально накопить себе достойную пенсию, определенные средства в НПФ вносит само предприятие. Почему мы идем на это? Потому что бизнес должен быть социально ответственным. Потому что все начинается с людей и людьми заканчивается.

– Приходилось ли вам принимать нестандартные управленческие решения?

– В 2000 году предприятие закупило программное обеспечение, которое позволило контролировать все аспекты бизнеса – от движения товаров на складах до ежедневной выручки. Меня многие не понимали на предприятии, своим поступком я удивила коллег из Российской ассоциации универмагов, да и московская фирма, продавшая нам софт, говорила, что мы одни из первых провинциальных моллов обратились с подобным заказом. С 2002 года у нас введено бюджетирование, так что можно смело говорить о стопроцентной управляемости и прозрачности бизнеса. Это при том, что в «Торговом Центре – «Поволжье» сегодня работают 1100 человек, ежегодно обороты предприятия нарастают на 25 процентов. Мы практикуем долгосрочное планирование с подробной росписью по месяцам. Каждое управленческое решение просчитывается с точки зрения повышения капитализации предприятия и создания будущей стоимости. Будущая стоимость стоит во главе угла, хотя, конечно, мы уделяем необходимое внимание таким показателям, как рентабельность и валовая прибыль истекших периодов.

– И вот вы, рулевой крупного предприятия, в 2002 году приняли решение баллотироваться в областную думу. Зачем?

– Сразу скажу – не для того, чтобы находить какие-то бюджетные выгоды для своего предприятия. Всегда основой экономики является производство. Будет производство – будут зарплаты, будут расти объемы продаж в моем бизнесе. Мы в свое предприятие вкладываем большие инвестиции, но это наши деньги, не бюджетные, а бюджет пусть поможет производству. На свое развитие мы зарабатываем сами – это моя принципиальная позиция. Но раз я в своей сфере состоялась как топ-менеджер, значит, могу сделать больше для большего количества людей. В итоге приняла решение баллотироваться по округу № 18, куда входят такие не самые благополучные районы, как Аркадакский, Турковский и Романовский. Знаете, что мне говорили мои избиратели: «Мы Вам голоса отдадим, Зинаида Михайловна, и больше Вас не увидим». Люди откровенно думали, что после выборной кампании они больше депутата не увидят до следующих выборов. Вы в глаза им посмотрите – в глаза стариков, в глаза детей, которые в очень сложных условиях растут, но все-таки это очень творческие дети. Как можно их бросить? Я пришла к моим избирателям с программой, дала обещание и сейчас эту программу выполняю. Каждый месяц по графику веду прием во всех трех районах, оказываю избирателям поддержку. Праздники проводим в районных домах культуры, это слабость моя – праздники с подарками, особенно для детей. Люблю дарить, огромное удовольствие от этого получаю. И детей очень люблю, всегда стараюсь прийти на помощь семьям, где детишки больны. Например, нужно сделать ребенку дорогостоящую операцию в Москве – помогаю, добиваюсь того, чтобы для родителей она была бесплатной, прошла в рамках федеральной бюджетной квоты. Детей нужно бесплатно лечить, это мое глубочайшее убеждение. Доктор Рошаль сказал в одной из телепередач, что медицина в стране больна и то, что на операцию ребенку родители ищут деньги по всей стране через Интернет, – это просто фашизм со стороны власти по отношению к будущему России. Я полностью с ним согласна – родители все равно что на паперти стоят, это в богатейшей стране! Нацпроекты в медицине, образовании и сельском хозяйстве считаю деньгами, выброшенными на ветер. На селе нацпроект должен быть направлен на создание небольших предприятий по переработке, чтобы у людей были рабочие места и желание остаться в селе. То, что произошло в медицине и образовании, – это колоссальный вред, одним зарплату по нацпроекту повысили, других забыли, всех перессорили…

– Почему именно «Родину» вы выбрали в свое время?

– Я вошла в эту партию, когда этот шаг был и политически невыгоден, и для бизнеса вреден. Но я сделала это, потому что программа партии мне близка. Сегодня власть берет предложения фракции «Родина» в Госдуме, которые «Единая Россия» несколько лет назад просто выбросила в корзину, даже не рассматривая. Это предложения и по спецномерам, мигалкам на депутатских машинах, и по материнскому капиталу – было такое предложение в программе партии «Родина» по сбережению нации. Нам не жалко, пусть берут, лишь бы во благо для страны. Но подход сам возмущает: не от «Единой России» проект – значит, в корзину его! А что происходит в областной думе? Региональный парламент два года назад и сегодня – это два разных парламента. Фракция «Единая Россия» фактически захватила власть, но не стремится ее использовать во благо для областной экономики. Комитеты собираются по два–три раза, потому что «единороссы» игнорируют заседания, законопроекты не готовят, зачем им готовить, когда они своим большинством любой закон продавят, даже не вникая в суть. А нарушения регламента постоянные? Что такое внести вопрос с голоса: не успеваешь документы прочитать, а тут уже надо голосовать? А распространенная практика принятия законов при отсутствии механизмов ответственности за их неисполнение – это просто работа на корзину, это работа на вал, а не на качество. И сделать ничего нельзя, коль скоро парламентское большинство превратилось в машину «для голоса». Я считаю, за два года господства «Единой России» областная дума просто опустилась, резко потеряла в своем профессионализме.

– Три партии слились в одну – в «Справедливую Россию». Дает ли это шансы участникам объединения при будущих выборах в облдуму, коль скоро принят пресловутый семипроцентный барьер?

– С этим барьером случай просто вопиющий. На комитете по госстроительству фракция «Справедливая Россия» предлагала 4-процентный барьер, прозрачные урны и другие меры, направленные на то, чтобы волеизъявление было действительно народным. Наши предложения рассматривать не стали и на думу не вынесли. И тут – раз! – с голоса принимается законопроект о семипроцентном барьере. Тот день еще раз показал, что верить «Единой России» нельзя, что ради сохранения своего доминирующего положения эта партия готова пойти на нарушение любых законов. Семипроцентный барьер нереально преодолеть многим избирательным объединениям, это значит, что опять будет монополия, не будет альтернатив, не будет дискуссий. Но мы сегодня должны быть толерантны друг к другу ради истины, ради блага нашей страны. У нас общая задача – подъем экономики, мы должны слушать друг друга, а не давить политических конкурентов.

У нас очень терпеливый народ, и если власть ему объяснит, что сегодня мы вкладываем деньги в науку, в новые технологии, в перевооружение экономики, и все это дело небыстрое, результатов надо ждать несколько лет, то народ увидит будущее и получит надежду. Духом воспрянет народ! А что сегодня мы видим? Каковы дела «Единой России»? Что она народу говорит, для кого работает – для страны или для своих боссов-интриганов?

– И все же надежда есть?

– Конечно. Для меня надежда это и партия, вместе с которой я буду строить справедливую сильную страну. Это и люди моего округа, они не сдаются, они каждый день бьются за выживание. Это и талантливые предприниматели: например, в Романовке есть крупяной завод, который много лет лихорадило, пока не пришел новый собственник из Нижнего Новгорода, вложивший деньги в новые технологии. Теперь это предприятие – лидер на рынке, на экспорт отправляет даже шелуху от зерна! Да-да, в Германии, в скандинавских странах, оказывается, этой шелухой топят камины – теплоотдача резко повышается. Сколько лет это был просто сор, который в землю закапывали, а теперь – статья дохода, источник валюты! Это и мое предприятие: в этом году мы должны пустить в действие еще 6 тысяч квадратных метров торговых площадей, создать новые зоны комфорта для потребителей, хотя налоговое бремя в этом году увеличилось на 62 процента. Но мы имеем достаточно сил и для того, чтобы налоги платить, и для того, чтобы развиваться. Итак, объединив энергию бизнеса, человеческий капитал в виде доверия людей и здравые политические силы, нацеленные на работу во благо страны, мы построим действительно справедливую Россию. Но политическим шкурникам места в ней не будет!

Вопросы задавала Наталья МАУС

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=22012007200010&oldnumber=382