"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 49 (379) от 21.12.2006.

Премьера

О чем плачет кукушка

Записала Екатерина БОГДАНОВА

Как никогда насыщенный репертуарный сезон академдрамы на прошлой неделе ознаменовался очередной премьерой – спектаклем по пьесе Алексея Толстого «Кукушкины слезы». Постановкой, необычной уже тем, что сыграть ее на сцене саратовским актерам довелось под руководством приглашенного главрежа Калужского драмтеатра Александра Плетнева. Если судить по реакции присутствовавших на показе зрителей, комедийная пьеса с грустным названием и не менее грустным юмором на саратовских подмостках приживется всерьез и надолго.

Тем, кто ждал от премьеры чего-то большего, возможно, не хватало присутствия на сцене более впечатляющего количества действующих лиц или ошеломляющих декораций. Но даже несмотря на это, спектакль получился легким, насыщенным и оригинальным. Комически-трагедийная история разорившегося мелкого помещика, в гости к которому из Парижа неожиданно нагрянула жена-актриса, его единственная любовь, в несколько авангардном и ироническом современном прочтении приобретает совершенно новые акценты. Не в последнюю очередь заслуга в этом у приглашенного питерского художника-постановщика Кирилла Пискунова. Интересные решения использованы и в звуковом оформлении спектакля, благодаря которому создается иллюзия вовлеченности зрителя в происходящее на сцене.

Однако, как признался перед генеральной репетицией в интервью «Богатею» Александр Плетнев, постановка изначально не преследовала более глобальных задач, кроме знакомства режиссера с труппой и зрителями.

– Александр Борисович, с какими основными сложностями в процессе работы над спектаклем Вам пришлось столкнуться?

– Любая постановка сама по себе уже сложность. Что касается специфики сложностей в «Кукушкиных слезах», то основная, конечно – это работа с изначально не знакомыми актерами. Хотя иногда это оборачивается определенными преимуществами. Когда работаешь с незнакомыми людьми, воспринимаешь их непредвзято, и определенный момент свежести в восприятии друг друга иногда дает очень хорошие результаты.

– В данном случае эти результаты как-то себя оправдали?

– На мой взгляд, да. По крайней мере, общее понимание того, что мы делаем, и замысла спектакля у актеров имеется. А это означает, что за короткий период мы сумели войти в некое творческое содружество.

– Что Вы можете сказать о саратовском театре и саратовских актерах?

– Без всякой лести, мне творческое состояние саратовской академдрамы нравится. Оно очень здоровое. Актеры талантливые, некапризные и готовые работать. Радует то, что в Саратове имеется сбалансированная труппа. Для любого театра всегда большая проблема иметь в актерском составе представителей всех возрастных поколений. Например, в Калуге нам этого так и не удается достичь.

– Почему именно эта пьеса была выбрана Вами и театром для постановки?

– Этот вопрос всегда, с одной стороны, сложный, с другой – простой. Простой потому, что материал для постановки выбирается, исходя из определенных обстоятельств. Особенно в ситуации, когда приходится ставить спектакль в чужом городе, где и ты не известен как режиссер, и тебе не известны ни труппа, ни репертуарная политика театра. Совместно с художественным руководством академдрамы мы перебрали достаточно большой список пьес, и в результате решили остановиться именно на этом названии просто потому, что пьеса понравилась. А уже дальше оказалось, что в ней есть очень хороший материал для актерских работ. Всегда важно, чтобы помимо режиссерских замыслов у актеров был плацдарм для творчества. И эта пьеса такие возможности актерам дает.

– А как далеко на сегодняшний день простираются Ваши режиссерские замыслы?

– Ой, это глобальный вопрос. Когда-то я очень хотел поставить «Утиную охоту» Вампилова, но это было давно… На самом деле, моя режиссерская мечта примитивно-детская. Пока не знаю, по какому автору и по какой пьесе, но мне хочется сделать спектакль, который действительно смог бы стать событием театральной жизни России. Потому что есть спектакли хорошие, есть очень хорошие, а есть спектакли-события.

– Не считаете это признаком нездоровых амбиций?

– А режиссера без амбиций не бывает. Если человек неамбициозен, ему в режиссуре очень сложно: нет источника энергии. Другое дело, что этими амбициями нужно уметь неглупо распоряжаться.

– Сразу после премьеры Вы возвращаетесь в Калугу. Вопрос как к режиссеру, которому достаточно часто приходится гастролировать: Ваши ближайшие профессиональные планы уже расписаны?

– По возвращении я приступаю к «Двенадцатой ночи» Шекспира. Это должна быть мартовская премьера в Калуге. И следующий спектакль тоже уже определен. В целом, мой рабочий график плотно расписан где-то до мая месяца.

– А какие-то предложения о дальнейшем сотрудничестве со стороны руководства саратовской академдрамы Вам уже поступали? К примеру, что бы Вы ответили на приглашение в новом сезоне еще раз побывать в Саратове?

– Разговор на эту тему мы с дирекцией театра отложили на послепремьерное время. Однако если подобное предложение возникнет, я отказываться не буду.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25122006111649&oldnumber=379