"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 48 (378) от 14.12.2006

Концерты

Испанские страсти с русским размахом

Владимир Петров

Представлять саратовским любителям классической музыки народного артиста России профессора Льва Шугома не нужно. На протяжении нескольких десятилетий он неизменно покоряет сердца истинных, порой довольно придирчивых, меломанов своим искусством. Блестящий пианизм, виртуозность, мощный темперамент и нежный звук – все в одном.

Его многолетний коллега Сергей Вартанов назвал Льва Шугома рыцарем без страха и упрека, и, может быть, это звучит высокопарно, но это действительно так. Когда пианист выходит на сцену, уже по походке его видно, что вышел боец. Как тяжелоатлет, вызвавшийся взять очередной вес. И берет же, берет, с каждым разом поднимая планку все выше!

Многим памятен цикл концертов, посвященный 60-летию Льва Шугома и 40-летию его сценической деятельности. Один коллега назвал это подвигом, другие коллеги именовали артиста марафонцем. И то, и другое, пожалуй, верно. Поднять такой пласт меньше, чем за месяц, кажется невероятным, но он его поднял. Было пять концертов, в том числе концерт, который дали ученики профессора. О качестве исполнения говорить не буду: кто слышал, знает, кто нет – может себе представить. Но когда весь зал, не сговариваясь, встал, сотрясая стены аплодисментами, стало ясно, что это – триумф. То же самое было на его предыдущих концертах и на выступлениях в Зальцбурге, Вене, Венеции. Я считаю символичным, что нынешний год (календарный, а не сезонный) в консерватории начался концертом Льва Шугома, а заканчивается его сольным концертом.

В прессе часто писали, что маэстро владеет всеми формами исполнительского мастерства: выступает и соло, и в ансамблях, и симфоническим оркестром. Все так: первый концерт Чайковского, второй и третий Рахманинова, три сонаты для скрипки и фортепьяно Бетховена, двенадцать романсов Рахманинова для голоса и фортепьяно – и этот ряд можно продолжить. И все-таки прежде всего он солист.

Пятого декабря Большой зал консерватории, как обычно на концертах маэстро, был переполнен. Аудитория ожидала, что произойдет нечто, и не ошиблась. Известно, что Шугому - солисту ближе всего русские композиторы и европейские романтики, но на сей раз был сделан иной акцент. В первом отделении произведения великого Моцарта, второе было целиком испанским.

Альбенис, Гранадос – композиторы, которых нечасто исполняют в нашей стране. Их произведения поистине проникнуты испанским духом, но прозвучали они как-то очень по-русски (кстати, то же самое сказал об интерпретации фантазии и сонаты Моцарта мой знакомый).

Венчала музыкальную феерию великолепная «Испанская рапсодия» Листа – вещь труднейшая и в техническом , и в эмоциональном отношениях. Как после такого напряжения исполнять что-то еще? Но публика не расходилась, зная, что Шугом обязательно будет играть «на бис». Когда были исполнены «Турецкое рондо» Моцарта, «Испанский танец» Чайковского и «Кампанелла» Листа, зал буквально застонал…

Я читал в одной из рецензий, что чем больше Шугом выступает на сцене, тем меньше утомляется своей работой за роялем и тем сильнее его пристрастие к своему делу. Со вторым не спорю, а вот насчет первого…Утомляется, конечно, утомляется маэстро. И невозможно иначе. Но преодолевает усталость – ведь зал буквально напитывает его мощной энергией отдачи. Но сколько же энергии приходится тратить ему самому? Об этом знает только артист, а мы не будем его спрашивать. Просто скажем спасибо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18122006120633&oldnumber=378