"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 48 (378) от 14.12.2006

Тьма бюджетная

Александр Никитин, председатель СПЦ «Солидарность»

Нет необходимости объяснять, как важно для каждого жителя Саратова достоверно знать, исходя из каких принципов, приоритетов и непредвиденных насущных потребностей формируется очередной муниципальный бюджет. Это дает возможность лично оценить, насколько экономно, рационально и эффективно городскими чиновниками планируется расходовать городской бюджет, который формируется из уплачиваемых нами налогов. О реальном самоуправлении можно говорить, когда нет тайн вокруг городского бюджета, когда он полностью открыт и прозрачен, в противном случае местное самоуправление не более чем блеф.

Мы и они

Неслучайно в тех цивилизованных странах, где действует реальное местное самоуправление, где жителями управляют не коррумпированные чиновники, а непосредственно избранные ими полномочные депутаты, вопрос об открытости бюджета даже не стоит, так как такой бюджет - явление там само собой разумеющееся. Заявки на получение средств из муниципального бюджета, точно также как и отчеты о его исполнении, настолько полны и подробны, что они исключают саму возможность воровства или нецелевого использования бюджетных денег.

Именно поэтому в депутаты муниципальных органов в демократических открытых обществах не рвутся предприниматели, а сращивание и переплетение муниципальной власти и собственности, этот благотворный неиссякаемый источник воровства и коррупции, там просто невозможны. Но как показывает опыт, также открыто, подробно и прозрачно формировать бюджет саратовские чиновники и депутаты почему-то не желают. Но открытое формирование бюджета не только дает возможность жителям города видеть, на что собираются депутаты потратить их деньги, но и является важным антикоррупционным механизмом, мешающим закладывать в бюджет такие расходы, которые предполагают злоупотребление служебным положением, скрытое, а иногда и открытое воровство.

20 ноября 2006 года в спецвыпуске № 75(126) газеты «Саратовская Панорама» опубликован для всенародного обсуждения на публичных слушаниях, назначенных на 21 декабря 2006 года, проект городского бюджета на 2007 год. К сожалению, самые худшие ожидания оправдались, наши городские депутаты сделали все от них зависящее, чтобы реальный проект бюджета был закрыт от жителей города, чтобы никто из жителей не получил возможности повлиять на святая святых - на процедуру формирования городского бюджета.

Как утверждают специалисты, именно на стадии формирования городского бюджета и возникают, работают и видоизменяются лоббистские, коррупционные и иногда даже воровские связи. За лоббирование интересов муниципальных ведомств и олигархических групп обговариваются откаты и вознаграждения в иных формах. Идут активные торги, компромиссы и соглашения. И допущенные к берегу бюджетной реки счастливцы - городские депутаты пьют взахлеб, по образному выражению депутата облдумы Л. Писного, воду из этой щедрой, но лимитированной денежной реки. Тут, как говорится, уж не до жителей города и их интересов.

Профилактика

коррупции

Поражена ли городская дума коррупцией и насколько поражена, не берусь судить. Но, на мой взгляд, процедура формирования бюджета от жителей города полностью спрятана. Говорят, что даже не всем депутатам городской думы дают возможность ознакомиться с подлинными и полными заявками от получателей бюджетных средств. Думается, что именно поэтому нам городские депутаты предложили только ведомственную структуру бюджетного финансирования.

Оценивать и обсуждать ведомственные статьи расходов городского бюджета, без анализа целевого направления запрашиваемых денег получателями бюджетных средств, очевидная профанация подготовки и организации публичных слушаний. Однако раскрывать и делать прозрачной всю процедуру формирования городского бюджета никто из чиновников и городских депутатов не собирается, поскольку открытость формирования бюджета сломает сложившуюся практику лоббирования, а, следовательно, значительно изменит расстановку сил среди «влиятельных депутатов». Ну, а это никому не выгодно.

Грустно, но приходится делать вывод, что чиновники и депутаты снова не стесняются показывать жителям свою антидемократическую сущность, отказавшись представить на суд жителей города цивилизованный полный ( включающий в себя заявки и пояснения получателей бюджетных средств) проект бюджета города на 2007 год. Неужели приверженность к прежде процветавшим методам управления, выражающаяся в антидемократической, закрытой и непрозрачной процедуре формирования проекта бюджета на 2007 год, у наших городских депутатов выше понятий чести, совести и долга перед избирателями?

По моему мнению, необходимо на публичных слушаниях указать главе администрации города Саратова Романову Н.С. и главе города Саратова Грищенко О.В, оргкомитету по проведению публичных слушаний по проекту бюджета Саратова на 2007 год, что неопубликование для всенародного обсуждения полноты и обоснованности заявок от муниципальных учреждений, организаций, предприятий и иных получателей бюджетных средств на получение этих средств из горбюджета на 2007 год, фактически означает дискридитацию и срыв публичных слушаний. Кроме того, на слушаниях необходимо рекомендовать депутатам гордумы принять специальный нормативный акт, в котором закрепить обязанность главы администрации города Саратова и главы города Саратова , а также оргкомитета по проведению публичных слушаний ежегодно перед слушаниями публиковать для всенародного обсуждения полные заявки на получение бюджетных средств и пояснения к бюджету от всех получателей, претендующих на бюджетные средства из формирующегося бюджета города Саратова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18122006115659&oldnumber=378