"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 47 (377) от 7.12.2006

КСП эпохи возрождения

Записала Екатерина БОГДАНОВА

Авторская песня, с некоторых пор ставшая явлением глубокого местного андеграунда, была и остается товаром на любителя. Саратовских бардов, да еще мало-мальски известных городам и весям родной страны, можно пересчитать по пальцам. Конечно, трудно было ожидать, что искусство не для всех когда-нибудь выйдет в широкие массы или хотя бы будет к этому стремиться. Однако и сегодняшний формат мелкопоместной тусни для когда-то культового саратовского клуба бардовской песни – не дело.

Отыскать и собрать воедино творческих людей – задача не из легких. Именно поэтому до середины 70-х годов саратовские любители дружеских посиделок на кухне с гитарой и помыслить не могли о большой сцене и выступлении перед аудиторией, состоящей не только из родственников и знакомых. В то время как в Питере, Москве и некоторых других городах давно смекнули, что доморощенным талантам недолго и пропасть поодиночке. Но в Саратове бардовская школа или КСП – клуб самодеятельной песни – возникла с некоторым опозданием. Основоположником и идейным вдохновителем движения местной самодеятельности стала легендарная для своего времени личность, композитор и поэт Владимир Ланцберг. Развал наметился в период с 1980 по 86 годы, когда друг за другом по стране фактически были закрыты все крупнейшие фестивали бардовской песни – в частности, знаменитая самарская Груша, а слеты и другие более мелкие мероприятия были запрещены.

Считается, что в Саратове кспэшная жизнь окончательно замерла в 1986 году, после проведения в городе первого Всесоюзного фестиваля. К сожалению, порядковый номер на долгое время стал для местных поклонников авторской песни последним. Подобные фестивали с периодичностью в два года повторились еще дважды: сначала в Таллине, а потом в Киеве. Однако Саратов столь масштабного приезда знаковых для своего времени исполнителей больше не видел.

Историю можно продолжать и рассуждать о том, что причины упадка, наверное, кроются не только в необходимости вариться в собственном котле, но и в отсутствии денег и должной организации, столкновении личных интересов и просто в неблагополучии внешних факторов. Главное все-таки то, что даже если сегодня саратовским композиторам и не приходится отбиваться от поклонников, барды все-таки есть. И это доподлинно известно. Более того, в эту субботу Саратов ожидает своеобразное дежа вю: впервые за минувшие двадцать лет в наш город в рамках специально организованного концерта съедутся титулованные исполнители авторской песни со всей страны, в том числе из Москвы, Самары, Рязани, Калининграда. О настоящем и будущем авторского жанра рассказал непосредственный виновник готовящегося действа известный саратовский и энгельсский бард Петр Кошелев:

–Все-таки в чем причина того, что бардовская песня нынче не в почете?

–По всей стране переход от плановой экономике к рыночной обрушил все культурные связи, в том числе, ударил по концертам бардов. Ведь основным слушателем была интеллигенция, которая долго перестраивалась, не могла понять, как ей жить. По всей стране эта перестройка давно закончилась, и во всех крупных областных городах КСП, авторская песня давно вернулись в прежнее русло – в те рамки, в которых они были при советской власти, а может быть, даже и на более развитый уровень. К сожалению, в Саратове пока этот застой продолжается. Но мы надеемся, что он будет преодолен.

–Тем не менее, нельзя сказать, чтобы саратовский зритель не был знаком с авторским исполнением. Гастроли столичных мастеров случаются довольно часто. Другое дело, что доморощенных талантов он почти не знает.

–Раз в полгода, в несколько месяцев к нам действительно приезжают знаменитые барды: такие как Юлий Ким, Сергей Никитин. Митяев любит в Саратов ездить – раз в год здесь обязательно бывает. Но это филармонические концерты, с дорогими билетами, с серьезной подготовкой, организацией. Нам пока это не под силу, да и нет такой задачи. Мне, например, интереснее слушать и встречаться с людьми менее известными в России только из-за того, что они не мелькают в газетах и на телевидении. Но среди них есть очень талантливые люди, их песни мне дороги, и они достойны того, чтобы о них знали.

–Ваши усилия – это попытка вернуть некогда знаменитое саратовское бардовское движение на круги своя?

–Мне посчастливилось несколько лет вариться в клубе еще при Владимире Ланцберге. И я с удовольствием вспоминаю эти годы. К сожалению, так жизнь сложилась, что Володе пришлось уехать, но связи с ним мы не теряли, и вот этой инерции, заложенной Ланцбергом в нас и в клуб, хватило года до 1988, когда уже совсем стало тяжело. Был большой перерыв – 20 лет без малого, и сейчас мы стараемся как-то сдвинуть этот механизм. Но, по большому счету, зритель потерян.

–Для возрождения есть какие-то предпосылки?

–Скорее, надежды и новые возможности. Концерты авторской песни мы намереваемся проводить раз в месяц, но с одним или двумя выступающими. Инициативная группа во главе со мной, уже 25 лет организующая эти концерты, теперь переносит акцент с Энгельса на Саратов. Те гигантские, сизифовы усилия, которые мы все прилагали для того, чтобы собрать публику в Энгельсе, ни к чему не привели. За десять проданных билетов на концерт какого-нибудь знаменитого барда, который собирает залы на 500-1000 человек, мне стыдно. И как бороться с этим, я не знаю.

–Бардовской песне сегодня прокормить себя не реально?

–Никогда не было реально. И ни сейчас, ни в ближайшем будущем этого не будет.

–Получается парадокс: без денег авторская песня не выживет, а стремление к деньгам не превратит ли бардовскую песню в шоу-бизнес?

–К профессионализму стремиться нужно. И ничего в этом плохого нет. Но действительно, грань между шоу-бизнесом и КСПэшными концертами очень тонкая.

–В российском бардовском сообществе существует ли традиция специально зазывать саратовских исполнителей на различные концерты?

–По большому счету, нет. На фестивали наши авторы ездят просто как зрители, как конкурсанты – с тем или иным успехом. Гастролирую только я. И в общем-то, никаких событий из этого не делаю. Если позовут – еду, не позовут – я не зацикливаюсь на этом.

–А часто зовут?

–Зовут. Я все лето катался по Сибири, Украине, был в Москве. Много на гастролях не заработаешь – это как отпуск получается.

–Во время таких поездок, что больше запоминается?

–Общение с людьми. Это главное.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29052007145532&oldnumber=377