"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 45 (375) от 23.11.2006

Гость Номера

Физика — и никаких чудес

Вопросы задавала Наталья ЛЕВЕНЕЦ

Директор саратовской общественной организации «Центр позитивного мышления» Олег Никулин широко известен в узких кругах саратовских поклонников йоги. Йогой он увлекся в 80-е. А в 90-е молодой выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета читал в Восточно-Европейском лицее и в саратовской гимназии № 1 лекции по традициям и мифологии народов Востока. И ему, человеку, воспитанному в гуманитарной научной традиции, йога была интересна как система, позволяющая управлять телом и сознанием. Поэтому, с его точки зрения, йога — это система практик (действий), физических (асаны) и духовных, приводящая к полной реализации всего потенциала сознания и освобождающая дух из плена страстей и грубых физических реалий. Один из сопутствующих эффектов такого освобождения — возможность воспринимать процессы сознания и энергии пространства, которые раньше не могли достучаться до пленника, запертого

в темнице собственных страхов и болезней. Эффектам йоги Олег дает вполне разумное объяснение: это все наука, никакой дешевой мистики. И вот, во всеоружии своих умений и свойств, саратовские йоги этим летом двинули на Кавказ, в район Геленджика, дабы своими глазами увидеть загадочные кавказские дольмены. А до этого Олег и его супруга Людмила побывали в Египте.

Об этих путешествиях — наш разговор.

— В Египте мы были всего неделю, но за это время удалось понять чрезвычайно многое. Я убедился, что почтенные востоковеды, изучавшие Египет, ни разу там не побывав, пользуясь только фотографиями, были порой очень сильно не правы. Есть несколько клише, тиражируемых в том числе и вузовскими учебниками. Первое: искусство Египта — грубое, статичное. Подобное могут утверждать только те, кто ни разу своими глазами не видел храмы этой удивительной цивилизации. Двумя штрихами на камне изображается голова ибиса. Два штриха — а сколько живости, смысла! И такая легкость — словно дуновение ветерка ощущаешь. Этой легкостью наскальные изображения мне напомнили японские картины на шелке. Но одно дело шелк, а другое — камень! Второй краеугольный миф египтологии, который рухнул в наших глазах, — заупокойный культ и поклонение смерти, якобы составляющее основу этой культуры. Официальная точка зрения: египтяне всю жизнь только и делали, что готовились умереть, но надо же видеть, насколько это жизнелюбивая нация, насколько чувственно ее искусство. По-моему, мысль о том, что смерть была главным событием в жизни древнего египтянина, может прийти только в голову человеку, который полжизни просидел в подвале краеведческого музея и изучал Египет по трем-четырем пыльным обломкам.

— Тогда для чего эти грандиозные пирамиды, саркофаги?

— Я думаю, что пирамиды расставлены в определенных геомагнитных точках, возможно, для уравновешивания каких-то физических процессов. Одна из функций пирамид, на мой взгляд, — это утверждение порядка через правильные геометрические формы, подавление разрушительных тенденций. Вообще, идея порядка, закономерности, цикличности очень сильна в культуре Египта. В текстах, которым по 3-4 тысячи лет, есть изречения фараонов о важности божественных законов, о необходимости исполнять их, дабы не разрушился мир. И я думаю, что пресловутый заупокойный культ имеет несколько не тот смысл, который ему принято придавать. Акценты другие, вот в чем дело. Во-первых, смерть не воспринималась столь трагично, как воспринимаем ее мы. Язычество вообще относилось к смерти удивительно спокойно. Во-вторых, на мой взгляд, мумифицированные правители, жрецы, военачальники, восходя в иные миры, продолжали служить своей цивилизации. К ним относились как к живым — в этом смысл монументальных погребений, искусства сохранения тел на многие тысячелетия. Надо видеть лица фараонов, пролежавших тысячи лет в саркофагах, — это лица мудрых, реализовавших себя людей, от них исходит ощущение благодати, ощущение жизни. Поэтому заупокойный культ действительно был очень мощным, но он был направлен на благо живых, он нужен был как важная опора цивилизации, как связь земных и небесных законов. Отсюда столь утонченная культура погребения, поэтому и вся процедура детально, до мелочей, прописана в сакральных текстах. Если отбросить мистический туман и образно-языковые различия, то, вполне возможно, на египетскую Книгу мертвых нужно смотреть как на совершенно технический текст, функция которого — дать четкие указания. Это все равно, что инструкция по эксплуатации телевизора, например. Но как оценить эти указания, как их понять? Нужны специальные знания, которых нет, в то время как, идя на поводу своих ощущений и догадок, можно легко ошибиться. Любой объект можно интерпретировать как угодно — в «Огнях большого города» увидеть суру Корана, например, — что и делают некоторые программисты типа Носовского и Фоменко. Но будет ли это притянутое за уши объяснение истинным? Думается, нет.

— Вот об интерпретациях: о пирамидах уже чего только не написано, в том числе эзотериками всех мастей и народов.

— Я — сторонник научного подхода, где все проверяется экспериментами и любые утверждения должны подкрепляться доказательствами. Но есть и другие подходы, в том числе очень вольные. Они формируют огромнейшее поле, где резвятся и просто фантазеры, и шарлатаны, и люди одаренные, но не имеющие научной культуры мышления, и бизнесмены, эксплуатирующие и тех, и других, и третьих. На пирамидах делается огромный бизнес, масса народа стоит в асанах прямо у их подножия, видимо, считая, что взгляд на пирамиды через раздвинутые ноги дает ощущение великого духовного подвига… Хочу подчеркнуть, что в классической йоге нет никакой мистики. Это система упражнений для сознания и тела плюс свод этических принципов. Если после йогических практик у вас появляются новые ощущения, вы становитесь более интуитивны и т. д., это не имеет никакого отношения к мистицизму. Это следствие правильной работы органов, нервных узлов и центров вашего тела. Они у вас были от рождения, они работали всегда, но раньше информация от них смешивалась общим потоком эмоций, телесных ощущений, а теперь поток очистился, и вы начали что-то ощущать. Правильно сформированные навыки работы с сознанием и работы с телом — и не надо никаких посвящений, всей этой мути не надо.

— Ну хорошо, вашему взгляду йога и исследователя что в Египте открылось?

— Я бы не хотел говорить об этом подробно, это слишком интимные вещи, чтобы обсуждать их в газете. Если коротко — конечно, для нас с Людмилой это было важное духовное путешествие с целью понять себя и свое место в мире. Кроме того, мы хотели понять некоторые принципы функционирования тонких энергий. Что еще важно? Египет — это первая из дошедших до нас письменных цивилизаций. Чуть позже, по современным датировкам, возникла письменность в государстве шумеров, в третьем тысячелетии до нашей эры — в Индии, во втором — произошел расцвет цивилизации в древнем Китае. Все они оставили после себя величайшие памятники разума и духа, создали науку и философию. И это, на мой взгляд, опровергает насаждаемую сегодня идею, что только с введением единобожия начался расцвет человечества, а язычество — это варварство, скотство, человеческие жертвоприношения и прочее. В Египте не было единобожия, но в сохранившихся и переведенных текстах правителей и жрецов всегда прослеживается мысль о Едином, о целостности мира, об установленном свыше небесном законе, который нужно исполнять, чтобы не воцарился хаос. Египту, этому «мрачному, заупокойному, языческому царству», было на самом деле свойственно ясное, чистое мировоззрение. Там не было страха смерти, там было мудрое, уравновешенное и оптимистичное мироощущение. Многочисленные обряды почитания персонификаций стихий и явлений мироздания должны были внести в их правление божественный порядок и исключить возможность негатива и хаоса. Должен был произойти некий надлом, чтобы возобладали идеи вины, греха, непоправимой испорченности мира, от которого нужно спасаться, а спастись удастся немногим. Общий упадок духа, кстати, ясно отразился в той же египетской культуре: формы воспроизводятся, но из них уходит смысл, они становятся грубыми, тяжеловесными, неодухотворенными. И как финал процесса — изуродованные руками первохристиан фрески Карнакского храма, разбитые статуи, выколотые глаза. По словам экскурсоводов, это произошло примерно в первом веке нашей эры, когда живы были люди, лично слышавшие проповеди Иисуса Христа и Его апостолов. Очень тяжело было видеть, к чему привели столь благие Заветы. Увы, эти тенденции не изжиты и до сих пор.

— Давайте о дольменах, о вашей экспедиции поговорим.

— В экспедицию на Кавказ, в район Майкопа, мы отправились в конце июля этого года группой в 20 человек. Дольмены — это каменные сооружения мегалитического типа. Их возраст — 4-5 тысяч лет, это ровесники пирамид. Была целая эпоха в истории планеты, когда дольмены, от исполинских до небольших, в рост человека, были сооружены на территории от Крайнего Севера до современной Англии. Для чего? Это загадка. Можно лишь сказать, что создание дольменов — следствие определенного типа понимания места человека в мире и природе, следствие определенного взаимоотношения человека и природы. На Кавказе открыто порядка 11 тысяч дольменов, проводится их научное изучение. Кроме того, дольмены активно осваиваются самодеятельными последователями учения Анастасии: целые толпы, голов по пятьсот, рыщут в поисках новых сооружений, проводят свои ритуалы, распространяют брошюрки г-на Мегре. Местные жители тоже вносят посильный «вклад»: для некоторых любимое развлечение — подъехать к дольмену на тракторе, разрушить как можно сильнее. А после того как в одном из курганов (не дольменов!) нашли 16 килограммов золота, невежественная публика особенно рьяно взялась за мегалиты. Поэтому очень многое уже серьезно разрушено.

— С недавних пор сформировалась уже дольменная мифология. Вы как к ней относитесь?

— Отрицательно, особенно к той ее части, где на фоне неизученных феноменов пиарят себя всякие личности. С интересом отношусь к объективному, беспристрастному описанию проявления неизученных свойств мегалитов. Наша группа также была свидетелем неких странностей. В одном месте мы нашли поляну папоротников с огненно-красными листьями. Поляна словно полыхала. Сюрреализм страшный! В следующий раз пришли туда же — папоротники как папоротники, зеленые, обыкновенные! Видели мать-и-мачеху с листьями гигантского диаметра, видели исполинские деревья, которые вбирали камни в себя, в свой ствол, и продолжали расти. В одном таком месте я встал босыми ногами на холодный камень — и получил ожог. Видели очень странные места: засохшие, изломанные деревья, никакой жизни, ни одного звука на протяжении полукилометра. Кроме того, нам удалось найти целый городок мегалитов из 70 сооружений, недалеко от урочища Кладов. Очень странные мегалиты, нехарактерные для остального Кавказа — двойные, окрашенные. Здесь тоже были интересные эффекты: ведическая мантра, пропетая в этом месте, повторилась несколько раз, хотя человек уже молчал. Видимо, попала в резонанс. Я уж не говорю о странных световых пятнах, которые появляются на фотографиях, — об этом пишет едва ли не каждый, побывавший на дольменах. Многое там настолько не укладывается в общеизвестные реалии, что не буду об этом распространяться.

— На ваш взгляд, каково назначение кавказских мегалитов?

— Была научная версия, что это погребальные сооружения. Однако углеродный анализ показал, что найденные в некоторых дольменах человеческие останки были положены туда значительно позже, чем созданы сами сооружения. Я, со своей стороны, могу выдвигать только гипотезы, которые нуждаются в проверке. Можно предположить, что дольмены ставились в точках сейсмической активности, и через воздействие каких-либо обрядов, совершаемых в дольменах, эта активность регулировалась. Вообще, насколько мне позволяют судить мои ощущения, назначение у камней было разное, и характер у них разный. Рядом с некоторыми возникало ощущение неуместности присутствия человека, гулять возле них — все равно, что находиться у алтаря. Некоторые из них, возможно, предназначались для уединения и самопостижения: ты почти теряешь сознание, но можешь встретиться внутренним «я» со своей душой. Некоторые, по ощущениям, живые — ты как бы чувствуешь их характер, индивидуальность. Но, опять же, тут нет никаких чудес — просто использование определенных свойств пространства.

— Физика — и никаких чудес?

— Никаких чудес, просто мы эту физику пока не знаем. Убежден, что комплексные исследовательские экспедиции, имеющие в составе биологов, физиков, геологов, историков, могут дать чрезвычайно много открытий.

— Медведицкая гряда тоже попадала в ваше поле зрения?

— Года три назад мы ездили на Медведицкую гряду в начале лета. Сначала зашли в местную администрацию, представились. Думали, нас в шею погонят, а нам чиновник один говорит: что, мол, так рано приехали, у нас в августе сезон, в августе доярки даже с охраной на ферму ездят, чтобы не вышло чего. У местных жителей спросили: где у вас тут аномалии происходят? Никто такому вопросу не удивился. Как пройти, проехать — все рассказали. По ощущениям, есть там действительно аномальная зона, энергии так не должны течь, как там текут. Но эта зона пакостная и по-настоящему опасная, так что мы углубляться в нее не стали. Научного объяснения медведицкого феномена, насколько мне известно, нет. Собственно, там целая совокупность факторов и феноменов. Но это не значит, что это место не нужно изучать. Наша планета — это живой организм, многих свойств которого мы не знаем. Поэтому научный поиск — это всегда благо. Не благо — это, с одной стороны, безудержные фантазии и всякие мистические спекуляции, с другой — полное неприятие, озлобленность и попытки свести все к действию каких-то темных сил, проискам Сатаны и тому подобному. Мир и сознание далеко еще не изучены, и каждая загадка должна стимулировать усилия по установлению истины у любого честного исследователя.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27042007155915&oldnumber=375