"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (372) от 2.11.2006

Всероссийская елбанская кадриль

Ирина КАБАНОВА

Только ленивый не клеймит нашу эстраду, однако народ ее смотрит и слушает, и поток желающих попасть в обойму тружеников сцены и микрофона не иссякает. Может быть, многие из новичков считают, что они-то и станут переломным моментом в поп-индустрии, что с ними на эстраде станет больше искусства и меньше бизнеса. Да вот беда: таланты никуда не делись, но в звезды попадают в основном вовсе не они.

28 октября в Саратове завершился очередной Всероссийский конкурс артистов эстрады -- гала-концерт, прошедший в театре драмы, явил миру новую порцию талантов со всей России, которые, как предполагается, своим появлением на эстраде должны поднять общий уровень исполнительской культуры и дать толчок к совершенствованию самой сферы. Почему именно в Саратове? «Ну, нравится нам здесь!» -- воскликнул председатель оргкомитета конкурса Михаил Швыдкой в ответ на вопрос журналистов и добавил еще пару-тройку более весомых причин: наличие базы для проведения конкурса в лице театра оперы и балета, консерватории и музучилища, достаточно близкое расположение к Москве, а еще -- инициативу правительства Саратовской области. Вот кому спасибо-то сказать надо.

Конкурсное жюри состояло сплошь из имен. Михаил Швыдкой вызвался представить его участников на пресс-конференции, предварявшей конкурсное прослушивание, при этом изящно комментируя коллег. Сначала Михаил Ефимович, как истый джентльмен, рассыпался в комплиментах дамам -- руководителю балета «Тодес» Алле Духовой («Сказать, что она лучшая -- другие обидятся…»), педагогу по вокалу Российской академии музыки им. Гнесиных и педагогу проекта телеканала «Россия» «Народный артист» Валерии Шост (даму, кстати, украшали мини-юбка и надменное выражение лица), не забыв и про зампреда правительства Саратовской области Наталию Старшову, неизменную участницу всех культурных событий области. Ускользнула от его взгляда только певица Алена Апина, сидевшая на другом конце стола (это упущение было в ходе начавшегося разговора исправлено). Правда, раз уж разговор начался, председатель оргкомитета попытался обойтись без официального представления известной певицы ее же землякам, на что Апина шутливо вернула Швыдкого к его обязанностям: «Нет уж, представьте меня!». «Моя любимая саратовская певица! -- оповестил присутствующих Швыдкой и вернулся к делу. Без официального представления мужчин, оказавшихся в жюри, конечно, можно было бы тоже обойтись, но отступать было поздно. «Представить тебя как выдающегося певца?» -- спросил Михаил Швыдкой сидевшего рядом Льва Лещенко. «Не надо», -- ответствовал мэтр и разрешил лишь сказать о себе то, что, мол, Лев Валерьянович взял на себя труд организации конкурса (действительно, кроме Федерального агентства по культуре и кинематографии, в организации принял участие Государственный театр эстрадных представлений «Музыкальное агентство», директором которого является Лещенко). Помимо выдающегося певца, журить молодежь собрались продюсер Ким Брейтбург, являющийся, по словам Швыдкого, примером того, как надо воспитывать эстрадных артистов, Евгений Крылатов, о котором говорить какие-то словеса выросшим на его песнях людям и вовсе неприлично, президент Российской ассоциации иллюзионистов Владимир Руднев. Поскольку особо отмечалось, что оригинальный жанр -- дело запущенное и забытое, думается, что участие этого человека не должно ограничиться выставлением баллов конкурсантам. Особо лестный отзыв получил заслуженный артист России Левон Оганезов из уст коллеги Лещенко: «Это человек, с которым мы давно работаем, и он будет отвечать за все». «Я за базар отвечаю», -- возразил музыкант и принялся объяснять, как жюри будет расправляться с лучшими из лучших:

-- На этот раз мы в один ряд поставили сольных исполнителей, дуэты, вокальные ансамбли и ВИА кем-то придется пожертвовать ради истины. Если же заглянуть в суть, самое ценное то, что молодые объединяются не в стаи и не в банды, а в группы, и мы должны им помочь. Солист в шоу-бизнесе не пропадет, а вот группа может распасться еще до выхода на сцену…

Помочь победителям сделать первые шаги -- таков лейтмотив мероприятия. «Дальше все зависит от того, с кем они будут», -- уточнил Швыдкой. Не оговорился ли Михаил Ефимович? Скорее, кто с ними будет. Правом выбора продюсера даже самые расталантливые, если они не известны массам, не награждаются, поэтому победителям стоит уповать лишь на ослепительные грани своего дарования, мимо которых, бывает же так, пройти оказывается просто невозможно. Вот, скажем, Ким Брейтбург делал себе пометки об исполнителях, как он объяснил, с тем, чтобы использовать их позже в тех проектах, в которых будет задействован сам. Стало быть, на кого царский глаз упадет, тот и в выигрыше.

Что же касается появления победителей конкурса на общероссийских телеканалах, то слова Швыдкого о жестких законах ТВ подразумевали, конечно, первичность дензнаков в вопросе заказа музыки. И можно не сомневаться, что, какие бы высокие устремления ни двигали именитым жюри, а решать, кого делать звездой, будут другие люди. Тезис о том, что спрос определяет предложение, к современному медийному продукту не подходит. Как отметил Швыдкой, скорее, грамотно построенное предложение формирует спрос. А мы-то голову сломали: почему это Дима Билан у нас звезда первой величины? И что бы там Михаил Ефимович ни говорил про «посмотреть, какое положение в эстрадном искусстве, и понять, что мы как органы государства можем сделать», сдается, органы государства тут ничего сделать не смогут.

Гала-концерт начался с внеконкурсного номера в речевом жанре. На сцене появились народный артист России Лев Лещенко при галстуке и губернатор Саратовской области Павел Ипатов в черной футболке под пиджаком, что делало Павла Леонидовича похожим на футбольного тренера, одевшегося для выхода к прессе. И зрители получили правильный настрой. Дальше -- сплошной праздник: мыльные пузыри саратовца Максима Сельдихина, заполонившие все сценическое пространство радужными искрами (две уборщицы со швабрами концептуально приводили в порядок сцену после номера, пока Александр Авдонин пытался конферансом отвлечь зал от этого необходимого момента), Игорь Растеряев, выдававший музыкальные опусы на расческе и фляжке с водой (или с коньячком-с?), петербуржец Константин Стульгинский, фокусничавший с закатанными рукавами, так что уличить его в жульничестве было совершенно невозможно, танцоры-»Чалдоны» из Новосибирска с их «Елбанской кадрилью», в которой, ко всеобщему зрительскому разочарованию, ничего елбанского так и не оказалось… Но все равно -- глоток воздуха для замученных дохлой местечковой самодеятельностью.

А между тем, по словам членов жюри, проблемы с подготовкой эстрадных артистов и номеров есть -- в подобных конкурсах преобладает вокал, хотя хороший дивертисмент предполагает жанровое разнообразие. Тем не менее было отмечено, что уровень вокальных исполнителей заметно возрос по сравнению с прошлым годом: порадовали качество фонограмм и самого исполнения. Что касается танцевальных номеров, они в этот раз слегка «подрасстроили» Аллу Духову -- худрук «Тодеса» увидела в конкурсантах нехватку профессионализма, техники и интересной хореографии в целом. Впрочем, законы популярности неисповедимы: профессионалы морщатся -- зрители бросают вверх шапки.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8112006145750&oldnumber=372