"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 37 (367) от 28.09.2006

Расследование

Между минималкой и минимумом

Александр СВЕШНИКОВ

В России набирает силу кампания борьбы с «серыми» зарплатами, то есть той частью заработанных денег, которые работник получает помимо ведомости и, следовательно, с которых работодатель не уплачивает налоги и страховые взносы.

Письма счастья

В редакцию газеты «Богатей» позвонил руководитель одной фирмы, расположенной в Октябрьском районе Саратова, и сообщил, что он получил по почте вызов-уведомление за подписью заместителя начальника районной налоговой инспекции Л. Кортуновой, в котором ему предлагается явиться в назначенный срок в инспекцию «для дачи объяснений (пояснений) по вопросам доведения выплаты заработной платы до прожиточного минимума и обеспечения полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет и внебюджетные фонды».

Как пояснил позвонивший, с уплатой налогов и страховых взносов у него все в порядке; его возмутил тон письма, как будто бы он обязан отчитываться перед инспекцией, кто из его сотрудников какую зарплату должен получать. Дотошный предприниматель проконсультировался у юристов и узнал, что такого права у налоговиков нет, а закон обязывает работодателя выплачивать сотрудникам заработную плату не менее минимального размера оплаты труда (в настоящее время он, как известно, составляет 1100 рублей, тогда как размер прожиточного минимума в Саратовской области для трудоспособного населения составляет 3100 рублей).

За комментарием я обратился к начальнику отдела по единому социальному налогу Управления федеральной налоговой службы по Саратовской области Анатолию Тайдулову. Анатолий Николаевич пояснил, что действительно, районные инспекции рассылают такие письма, однако ни о каком принуждении не может быть и речи. Беседы с предпринимателями носят характер убеждения и разъяснения той ситуации, которая сегодня сложилась из-за того, что многие фирмы предпочитают большую часть зарплаты платить в так называемой серой форме, то есть с этих сумм налоги не выплачиваются, а значит, страдают все: страховые фонды, в том числе пенсионный и фонд обязательного медицинского страхования, бюджетная сфера, живущая на налоговые отчисления, и т. д.

Как рассказал г-н Тайдулов, такая работа с предпринимателями ведется в Саратовской области с мая 2006 года. Используются разные формы, в том числе телефонограммы. Кто не отзывается на приглашение придти в инспекцию, становится предметом внимания специально созданных при администрациях межведомственных комиссий, куда, помимо налоговиков, входят представители управлений социальной защиты, тех же страховых фондов, трудовой инспекции, милиции и прокуратуры. Этими же комиссиями рассматриваются случаи невыплаты заработной платы.

По словам Тайдулова, объектами внимания таких комиссий становятся не только представители частного бизнеса, но и руководители бюджетных организаций, поскольку нередки случаи, когда нарушается статья 129 Трудового кодекса, где черным по белому написано, что минимальный размер оплаты труда начисляется низкоквалифицированным работникам. Если же работник имеет квалификацию, то размер его зарплаты зависит от тарификационной сетки. На практике это обязательное условие зачастую нарушается.

На вопрос, что дала на сегодняшний день эта кампания, Тайдулов ответил, что большинство работодателей с пониманием относятся к попыткам налоговиков и других членов межведомственных комиссий убедить их в необходимости решить эту общегосударственную проблему. На сегодня уже 2800 работодателей, с кем были проведены такие беседы, повысили «белые» зарплаты своим работникам до величины прожиточного минимума. Так что эффект от этой работы налицо.

Надежды оправдались

Оптимизм г-на Тайдулова можно было бы разделить, если бы не несколько но. Проблема «серых» зарплат родилась не сегодня и уже имеет крепкие корни. Само государство виновато в том, что предприниматели, не выдержав непосильного бремени налогов, или бросали бизнес, или начинали искать схемы ухода от платежей. Одним из таких способов и стала «зарплата в конвертах». Шли годы, а проблема не решалась. Чтобы решить ее, нужна была воля руководителей страны. А ее-то как раз и не было -- вплоть до того момента, когда произошло снижение ставки единого социального налога. Сделано это было исключительно для того, чтобы подтолкнуть процесс легализации «зарплаты в конвертах».

Однако надежды правительства не оправдались. В 2005 году единый социальный налог снизили сразу на 10 процентов, но, как свидетельствует статистика, по итогам года работодатели заплатили в федеральный бюджет на 40 процентов меньше, чем в дореформенном 2004 году. Мелкий и средний бизнес по-прежнему предпочитает платить зарплаты в конвертах. С 2005 года базовая ставка ЕСН снизилась с 35,6 до 26 процентов, а регрессивная шкала позволяет уменьшать налоговые выплаты по мере роста заработка. Годовая зарплата в 280 000 рублей дает право платить ЕСН по ставке 10 процентов, а доходы свыше 600 000 рублей в год открывают доступ к пониженной 2-процентной ставке.

Предполагалось, что нововведение в первую очередь понравится компаниям с самым низким уровнем оплаты труда. А поскольку таких большинство, легализация зарплат станет массовой, рассуждали чиновники. Но этого не произошло. По данным ФНС, в 2005 году в федеральный бюджет поступило лишь 267,5 млрд. рублей соцналога -- это на 39,5 процента меньше, чем в 2004 году. С учетом платежей во все внебюджетные фонды работодатели в 2005 году перечислили за своих работников 1 трлн. 53 млрд. рублей (4,9 процента ВВП), хотя годом раньше этот показатель был на уровне 6,4 процента ВВП. Недобор наблюдается, несмотря на стремительный рост зарплат: по данным Росстата, в прошлом году средняя зарплата в стране выросла на 23 процента, а реальные доходы -- на 9 процентов.

В итоге получилось так, что налоговые сборы упали пропорционально снижению ставки соцналога, и примерно треть зарплат по-прежнему выплачивается в конвертах. Специалисты отмечают, что крупный бизнес как платил ЕСН, так и продолжает платить, а малый и средний не отреагировали на снижение налога.

Однако чиновники продолжают относится к реформе с оптимизмом, говоря, что оценивать ее результаты нужно через 2-3 года, поскольку предприниматели должны привыкнуть к нововведению.

К тому же налог, по их мнению, ощутимо снизился лишь для компаний с самыми низкими зарплатами (меньше $300 в месяц), а нагрузка на работодателей, которые нанимают персонал за $900 и выше, не изменилась. В то же время фирмы с зарплатой от $300 до $900 даже проиграли -- раньше они могли платить ЕСН по ставке 20 процентов, а теперь им приходится отчислять в бюджет 26 процентов.

По мнению специалистов, в той сфере, которая не финансируется из бюджета, объем зарплат, выплачиваемых «в конвертах», сегодня по-прежнему составляет от 30 до 40 процентов. Причем согласно последним исследованиям, если полностью «черного» нала в стране становится все меньше, то «серый» продолжает править бал на рынке труда. По данным официальной статистики, после 2001 года количество «серых» зарплат снизилось, но все еще остается большим, и особую тревогу, естественно, вызывают сумасшедшие зарплаты бизнесменов, которые они, правда, получают на абсолютно законных основаниях.

Без приказа не входить

Видимо, пробуксовка с ожиданием эффекта от налоговой реформы подтолкнула чиновников к идее не мытьем, так катаньем заставить предпринимателей выводить зарплаты из тени. Наверное, сегодня нет ни одного региона, где бы ни создавались разного рода комиссии, комитеты, рабочие группы и штабы по легализации зарплаты. Отсюда и разнообразие форм и методов, применяемых в отношении работодателей. То, что эти методы не имеют под собой никаких законных оснований, мало кого волнует.

Пока что в ход идут письма, приглашения, телефонограммы (уже есть предложение разработать морально-этический кодекс предпринимателя), но начинают использоваться и более изощренные методы. Так, сейчас любой петербуржец может пожаловаться на своего работодателя, как нынешнего, так и бывшего. Все обращения, кроме анонимных, принимаются в работу. Проводятся проверки, в результате которых доначисляются налоги, а материалы по выявленным нарушениям передаются в прокуратуру. Пока налоговики принимают обращения только в письменном виде, а в дальнейшем будет открыта специальная горячая линия по вопросам зарплаты.

А вот еще одна форма «морального» воздействия на особо упрямых. На заседаниях межведомственных комиссий представителям компаний выдают новую форму -- «Отчет о принятых мерах по повышению заработной платы». Данную форму бухгалтеры будут обязаны заполнять и сдавать в инспекцию вместе с прочей отчетностью до тех пор, пока на их предприятиях не будет повышена зарплата до требуемого минимума. Если предприятия, подозреваемые в выплате «зарплат в конвертах», не будут представлять в инспекцию отчет, налоговики грозятся проведением внеплановых проверок и обращением в правоохранительные органы.

В первопрестольной пошли еще дальше. Московские предприниматели получают повестки следующего содержания: «Инспекция Федеральной налоговой службы №… по г. Москве сообщает, что вы приглашены на заседание комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций, касающейся оплаты труда работников и полноты уплаты налогов и страховых взносов. При себе необходимо иметь штатное расписание на текущий год и приказ о повышении зарплаты не ниже прожиточного минимума (4815 руб.)».

Интересно, что статья 133 Трудового кодекса гласит, что МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума. Однако несмотря на то, что обе эти нормы вступили в силу 1 января 2005 года, до сих пор нет федерального закона, который установил бы порядок введения МРОТ на уровне прожиточного минимума. А пока нет закона, то речь может идти только о настоятельных рекомендациях повысить заработные платы сотрудникам. Эксперты, отдавая должное изобретательности налоговиков, все же квалифицируют такую форму давления на бизнес как нарушение закона.

Спору нет: получая столь мизерную официальную зарплату, работник рискует в будущем остаться без достойной пенсии. Помимо этого, человеку, «зарабатывающему» даже два МРОТ, ни один банк не выдаст кредит. И все же идея налоговиков противостоять «серым» зарплатным схемам осуществляется, по сути, «серыми» же методами. Один из критиков этих методов приводит интересное сравнение. У нас, как известно, два МРОТ: один -- для зарплат, другой -- для штрафов. Представьте себе, пишет он, инспектора ГИБДД, который, остановив машину, объясняет водителю: «Да, МРОТ для штрафа по закону равен 100 рублей, но вы же понимаете, что для Москвы сотня -- это вообще ничто. Давайте рассчитаемся, исходя из прожиточного минимума».

Налоговое бремя по-прежнему неподъемно для малого и среднего бизнеса. Об этом он говорит давно и на всех уровнях, но до чиновников достучаться не может. Так, снимая деньги на зарплату сотрудникам с банковского счета, работодатель вынужден платить около 26 процентов, так сказать, от себя -- в виде единого социального налога (ЕСН) и 13 процентов от лица работника -- в виде подоходного налога. В результате молодые компании не имеют возможности окрепнуть и встать на ноги.

Специалисты полагают, что из нынешней ситуации есть два выхода. Первый -- дальнейшее снижение ЕСН, на которое, судя по заявлениям минфина, государство пока идти не собирается. Между тем специалисты считают, что снижение ЕСН до 15 процентов было бы привлекательным. У владельца маленькой фирмы с фондом зарплаты в 100 тыс. рублей появился бы повод подумать: не отдать ли налоговикам чуть больше $500 и «спать спокойно»? Да и государству, уверен эксперт, выгоднее получать эти 15 тыс. рублей с низкого налога, чем 2 тыс., которые в итоге платит фирма, используя «серые зарплатные схемы».

Второй выход, о котором говорят экономисты, более сложный, комплексный и, разумеется, долгий. Нужно менять налоговую, пенсионную и страховую системы. Налоговая реформа, как опять же утверждает власть, уже закончилась. Пенсионная -- началась, но далеко не пошла. Страховая -- то появляется на повестке дня, то из нее исчезает -- трудно, муторно, всем не угодишь. Конечно, куда проще всем разослать повестки -- пусть боятся.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10102006134949&oldnumber=367