"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (366) от 21.09.2006

Худсовет

Академик без академизма

Александр ДАВИДЕНКО

На первом этаже художественного музея имени Радищева на суд зрителей представлена выставка главного академика страны -- президента Российской академии художеств Зураба Церетели. Надо сразу оговориться, что своим творчеством уважаемый президент разрушает привычное представление об академичности как своеобразном прокрустовом ложе, на котором художнику отсекают все, что не соответствует консервативно-традиционным стереотипам.

Темперамента и вкуса Церетели хватает не только на то, чтобы демонстрировать свое высокое техническое мастерство, но и на постоянные интересные эксперименты с интерпретационными приемами, техникой, колоритом, материалом. На выставке можно полюбоваться и цветной шелкографией, и замечательной объемной эмалью, бронзовыми барельефами и, конечно же, масляной живописью. Любопытны также «Библейские сюжеты» (1990), выполненные в технике перегородчатой эмали в манере «деревенской», наивной иконописи.

Обращает на себя внимание любовь З. Церетели к ярким, сочным, «фовистским» сочетаниям цветов как в живописи, так и в эмалях, что говорит о неуемной энергии автора. Среди живописных работ, замечательна серия не только «чистых» натюрмортов, но и сложно-композиционных. При отсутствии интеллектуальной зауми в них таится некоторая игра смыслов. Наряду с прямыми посвящениями известным художникам прошлого обращают на себя внимание опосредованные, решенные с помощью живописных аллюзий. Так, за счет использования характерных деталей -- линии, колорита, способа моделирования фигур, или даже ракурсов и композиций -- во многих работах З. Церетели всплывают реминисценции из его предшественников, что и позволяет воспринимать их как деликатное художественное посвящение. Среди них наиболее заметны: «Внучок» (2006) -- фон В. Кандинского, «Сыровар, играющий на гармошке» (2004) -- К. Малевич, «Седа» (2005) -- П. Пикассо, «Контрабасист» (1989) -- А. Матисс, «Портрет Зульфии» (1988) -- А. Модильяни и так далее.

Бронзовые барельефы и скульптуры можно разделить на две неравноценные части. Откровенно пафосные, протокольные и сухие, как документ композиции, посвященные известным деятелям культуры и политикам, своего рода желанная, но бездарная повинность (Р. Нуриев, В. Высоцкий, И. Бродский и др.). Совсем другое впечатление получаешь от безымянных, но вобравших в себя характерные профессиональные и национальные черты фигур простых людей. Здесь не только видишь обобщенный до монументальности и в то же время глубоко психологичный портрет человека с кавказской внешностью, но и даже слышишь незабываемое по красоте многоголосое пение.

В заключение хотелось бы пожелать таких же неконсервативных взглядов и отношения к работе творческой мастерской Поволжского отделения Российской академии художеств, чего сегодня не наблюдается, если судить по выставке «Дорогу осилит идущий», прошедшей недавно в галерее имени А. Мыльникова в г. Энгельсе, в залах которой царила мертвящая атмосфера убогости и ограниченности. Эти художники не смогут осилить дорогу, так как они не идут, а стоят на месте.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10102006130001&oldnumber=366