"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (366) от 21.09.2006

Высшие сферы

Играть так, чтоб свет не гас

Записала Ирина КАБАНОВА

Есть такая международная организация иллюзионистов -- ФИСМ. До 1947 года, когда она была создана, на Западе существовали лишь национальные ассоциации фокусников -- так называемые магические круги. И вот однажды президент французской ассоциации Жорж Датель на одном из заседаний выдвинул идею проведения Олимпийских игр фокусников. А для этого он предложил создать международную федерацию. Дело пошло, и теперь каждые три года маги из разных стран в торжественной обстановке выясняют, кто из них лучший. До настоящего момента мы были не в курсе этого мирового события -- пока артисты саратовского театра магии и фокусов «Самокат» Сергей и Маргарита ЩУКИНЫ не получили приглашение прибыть в Стокгольм на этот конгресс от президента ФИСМ Лафака.

-- Сергей Вадимович, скажите честно -- на конгресс вы напросились?

-- Дело в том, что мы состоим членами Американской ассоциации фокусников -- в России-то ничего подобного нет. На самом деле приглашение это было для нас неожиданно, и выступать мы, естественно, не могли, потому что для этого надо готовить специальные номера. Поэтому мы поехали просто посмотреть, что это такое.

Конечно, поездка была фантастическая. Мы увидели порядка ста двадцати блистательных артистов в различных номинациях. Кроме того, одновременно с конкурсной программой проходили около семидесяти мастер-классов и семинаров известных иллюзионистов, которые раскрывали секреты своих трюков, так что мы просто разрывались: идти к немцам Ульфу Шенну и Вальтеру Зондермейеру, которые занимаются театром для детей, или на семинар известного артиста из Великобритании Поля Дэниела, у которого свой театр в Лондоне, и он рассказывает, как работать с детьми и детской магией. На таких семинарах рассказывалось, и как себя продавать, и режиссерские тонкости, как создавать шоу и т. д. Потом начинали работать дилеры -- на конгресс приехали порядка ста фирм, выпускающих иллюзионную аппаратуру. Чего там только не было! Один продает фокусы с огнем -- все горящее, вспыхивающее и при этом летающее. У другого -- все связанное с электрическими огоньками. Очень много фокусов с электроникой. Один артист из Аргентины просил какую-нибудь женщину лечь на стол, и вдруг она поднималась в воздух, пролетала вокруг иллюзиониста -- все это происходило прямо на глазах, я, к примеру, стоял на расстоянии вытянутой руки. Естественно, у него есть что-то на поясе, вращающийся механизм. Но иллюзия возникает полная.

-- Надеюсь, вы сделали закупки, и новый сезон магии в Саратове ознаменуется чем-нибудь потрясающим?

-- Нам удалось приобрести кое-какой реквизит и книги, в этом помог замглавы городской администрации Игорь Архипов, нашедший нам 1000 долларов на эти покупки. Но техническая база -- еще не все, самое главное -- не секрет фокуса, а его подача, какой ты артист. Фокусы все больше стали театрализовываться. Помимо конкурсной программы, на фестивале мы посмотрели с десяток шоу специально приглашенных мировых звезд, артистов из Лас-Вегаса, Парижа, Монте-Карло. Это потрясающие представления с лазерным светом, необыкновенными костюмами и даже кордебалетом. Более того, фокусы -- это психология, и на учебных семинарах шла речь в том числе и об учете специфики. Допустим, есть целые направления -- работа на круизных лайнерах, на днях рождениях, показ фокусов на корпоративных вечеринках. Это целая философия. Не так давно появилось новое направление -- микромагия, то есть фокусы, которые показывают просто за столом со спичечными коробками, булавками и т. д. Это так называемая интеллектуальная магия -- она возникла в дипломатических кругах: когда нужно расположить к себе человека, начинают с какого-нибудь трюка. Человек улыбнулся, и дело пошло. Западные бизнесмены тоже сейчас стараются этим овладеть, чтобы лучше контактировать с партнером. Нам рассказывали, что даже учителя и врачи в Швеции стали использовать фокусы в своей работе.

-- Получается, у них этому учат не только тех, кто собирается стать артистом?

-- Действительно, фокусы приобретают в мире огромный размах. В Голландии, например, каждый второй -- фокусник, а в Швеции -- каждый третий. И речь не об артистах, а о том, что жители этих стран настолько этим увлечены, что существуют курсы иллюзионистов. Это очень распространено на Западе. К примеру, шведский магический круг насчитывает 600 фокусников, которые не только работают в театрах, но и издают журнал, у них есть магазин фокусов, они проводят ежегодные конкурсы и обучающие семинары, привлекают и детей, и молодежь, и взрослых. Жанр магии в мире развивается огромными темпами. К сожалению, кроме России.

-- Просто мы люди серьезные, что бы там барон Мюнхгаузен ни говорил. Кстати, из России, кроме вас, были представители цеха?

-- На конгресс приехали около 3000 фокусников, из России всего было человек семь, это была неофициальная делегация, поскольку официальные приезжали из тех стран, где есть организации -- члены ФИСМ. Среди россиян был президент московского клуба фокусников, заслуженный артист России Владимир Руднев. Я с ним беседовал по поводу того, что надо создавать в России ассоциацию фокусников, которая вошла бы в ФИСМ. А он говорит: «Да у нас уже есть московский клуб». Но это же клуб только москвичей, а нас-то, артистов из регионов, побольше, надо общероссийскую организацию создать.

-- Кто этим должен заниматься?

-- По-видимому, тот, кто эту идею выдвинул. То есть Щукин.

-- Так, может, оно и к лучшему, ведь с какой стати москвичам печься о провинциальных артистах?

-- Может быть. Но пока мы вступили в международную ассоциацию артистов, работающих для детей, и каждый год должны будем ездить на конференции, где артисты изучают теорию, психологию работы с детьми.

-- А сами москвичи выступали? Как вы их оцениваете?

-- В конкурсе приняли участие артисты Быстраковы и Дмитриев. Правда, ничего не заняли -- слабовато у них было, на призовое место рассчитывать нельзя. Абсолютным чемпионом магии стал француз, но были и артисты, занявшие первые места в номинациях. Например, были такие номинации, как «Манипуляция с мелкими предметами», «Ментальная магия» -- чтение мыслей или записок в запечатанных конвертах и т. д.

-Какие у вас впечатления от конкурса?

-- Я просмотрел более ста артистов, один лучше другого. Самое главное -- артист должен соблюдать регламент в 10 минут. Если он выступает дольше, гаснет свет, занавес закрывается, и артист дисквалифицируется. И такой случай был. Причем в этом было и мое участие. Буквально в первый день, как мы приехали, ко мне подходит англичанин и просит меня ему ассистировать. Я поначалу выразил сомнение, смогу ли. Но моя задача заключалась лишь в том, чтобы отдать ему свои часы, когда он попросит. И вот подходит его очередь, он машет мне в зал, я выхожу на сцену -- а в зале три тысячи человек, все мэтры. Он начинает мне задавать вопросы, мол, откуда я, отвечаю -- из России, из города Саратов, все поаплодировали. Затем он просит у меня часы. Я, как мог, ему подыгрывал, рожи строил, чтоб было весело. И вот он берет мои часы, кладет их в металлическую ступку, разбивает и высыпает мне на ладони осколки и винтики. Ну, естественно, произошла подмена. Потом он еще чего-то мухлевал, а в финале на сцену должна была свалиться сверху булка, которую фокусник разламывает и достает оттуда мои часы. И вот когда уже булка должна падать, 10 минут кончаются, свет гаснет, занавес закрывается, и в темноте эта булка падает мне на голову. Он, конечно, сошел с дистанции, а я так старался ему подыгрывать!

-- Вы говорите, три тысячи мэтров. Нам знакомо только имя Дэвида Копперфильда, хотя наверняка есть много артистов, не уступающих ему в мастерстве.

-- Более того, есть и выше по уровню. Например, мы познакомились с немецким артистом Паулем Потасси. Ему 84 года, и это живой, обаятельный, интересный человек, который работал в лучших ресторанах и кабаре мира. Юношей он был в армии Гитлера и воевал против нас под Москвой, был захвачен в плен во время сражения. Нам он рассказывал, что, когда его ранили и он лежал среди мертвых, его нашли русские и уже нацелили на него автомат. Тогда он достал из кармана карты и начал объяснять, что, дескать, он артист, фокусник. В общем, отсидел он в лагерях 5 лет, но на Россию не озлобился, в 1956 году даже приезжал на гастроли в Москву и Ленинград. Один из его всемирно известных трюков, который он рекомендовал делать мне: он глотает тридцать лезвий бритв, запивает, кладет отдельно в рот ниточку и потом на ниточке вытягивает все лезвия.

-- Вы пообщались со многими знаменитостями. Как они сами себя расценивают?

-- Вся прелесть была в демократической атмосфере: величайшие маги общались запросто, делились секретами, разговаривали со всеми на равных. Чтобы я мог так, например, с Пугачевой поговорить, трудно себе представить. Но это, наверное, менталитет Запада.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10102006125710&oldnumber=366