"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 36 (366) от 21.09.2006

Болезнь нашего времени

Ирина КАБАНОВА

Крошка сын к отцу пришел и попросил купить ему новую компьютерную игру. На что папа, решивший плотнее заняться воспитанием чада, ответствовал: «Хватит глаза портить, сядь лучше книжку почитай». Мальчик загрустил, но потом взял мячик и пошел во двор провести время с большей, по его мнению, пользой. Вопрос, как побудить ребенка больше читать, остался открытым.

Быть поголовно читающей страной мы перестали в силу многих причин. Первым, пожалуй, внес лепту научно-технический прогресс: когда не было телевизоров и других отвлекающих моментов (при царе Горохе, конечно), народу приходилось углубляться в чтение, чтобы хоть как-то скрасить медленно идущее время. Привычка брать в руки книгу дотянула до смутных перестроечных времен, но перейти Рубикон рыночных реформ не смогла. Через какое-то время изданием книг снова озаботились, но тут подоспели стремительно дешевеющие компьютеры, sms-чаты, dvd-диски с фильмами и прочая динамика, от которой отойти, сев под лампу с томиком, становится все труднее. Подрастающее поколение оказалось в мире удивительных соблазнов, наперебой старающихся завладеть вниманием ребенка, словно рыночные зазывалы -- потенциальным покупателем.

А читать тем временем хоть и не хочется, а надо. Потому как эта, по мнению некоторых подростков, пустая трата времени -- наипервейшее средство от синдрома Шарикова: пока еще мы живем в социуме и от необходимости обладать культурой владения словом не избавлены.

Когда надо -- не хочу

Есть такое понятие -- школьная программа. Удивительно, как эти невинные слова, вбирающие в себя, в числе прочего, кладезь русской литературы, способны отвратить юного человека от книги. Сколько раз мне приходилось слышать от знакомых, что «Преступление и наказание» они терпеть не могут только потому, что его задавали в школе. Однако ясно, что это не Достоевский подкачал, а учитель литературы, который не прелесть слова собирался детям открывать, а ставить оценку.

-- Мастерство учителя всегда на первом месте, -- говорит кандидат педагогических наук Ольга Лушникова, до недавнего времени -- ведущий методист Саратовского института повышения квалификации учителей. -- У учителя добросовестного, талантливого ребята читают и будут читать. Здесь есть чисто психологические приемы для того, чтобы дети начали читать, озадачить их, вдохновить на интеллектуальный поиск. Как бы мы ни заставляли детей читать, ничего не получится. Надо их прежде всего заинтересовать. В переводе с латинского «школа» означает «досуг», а ведь досуг связан с чем-то приятным.

Беседуя с Ольгой Николаевной, я вдруг задалась вопросом, чьи уроки в мои собственные школьные годы мне запомнились больше всего, а главное -- почему. Была у нас потрясающая молодая историчка, которая читала лекции так, будто рассказывала сюжет детектива. К ней даже кликуха не пристала, потому что она оказалась харизматичным человеком, знающим свое дело, и мы это чувствовали.

Методы работы, конечно, у всех разные, но сходятся учителя литературы в том, что урок -- не просто период в сорок минут, отведенный для изучения образа Наташи Ростовой «от и до».

-- Конечно, существует программа, какие-то рамки для самого учителя, -- говорит Елена Цирульникова, учитель литературы лицея гуманитарных наук. -- Однако необходимо, чтобы за тем или иным героем ребята почувствовали человеческие страдания, надежды, желания, научились сопереживать герою как реальному человеку. Тогда и ребятам интересно, потому что все пропускается через себя. Для меня важнее не то, сколько ребенок прочитал к уроку, а какой он человек. Уроки литературы дают возможность это понять через то, как ребенок анализирует или просто рассуждает о поступках героев, как он их понимает. А по поводу самой тяги к чтению или ее отсутствия -- тут все зависит от индивидуальности ученика. Интересующийся человек сам возьмет книгу в руки.

Ольга Лушникова видит недостатки преподавания литературы, к примеру, в неиспользовании приема, который был очень характерен для методики прошлого ХХ века -- пересказа, хотя в плане погружения в слово автора и развития речевых способностей ребенка это незаменимая вещь. Плохо, как она подчеркивает, и то, что ушло чтение наизусть, в результате хрестоматийные строчки «Я знаю, в вашем сердце есть//и гордость, и прямая честь» остаются неузнанными, ребята не могут сказать, откуда это. Хотя учителя, с которыми я побеседовала, утверждают, что все так же задают ребятам и пересказывать, и учить наизусть.

Неконъюнктурный менталитет

-- Культ чтения должен создаваться уже в начальной школе, -- продолжает Ольга Лушникова. -- И хотя там акцент делается на технику чтения (и это правильно), куда важнее -- медленное, вдумчивое чтение. В средних классах немного часов на литературу, в среднем 2-3 часа в неделю, но и там есть время почитать и поразмышлять на уроках. Сейчас распространилась такая практика -- все произведения классики в кратком изложении. Но это же убожество, псевдокультура! Как можно пересказать поэму Блока словами «прохожий идет, ветер шумит»? Когда к нам приезжали издатели «Дрофы», я задала им вопрос: как вы на это пошли? На что мне ответили: конъюнктура, рыночная экономика и так далее.

Впрочем, подоплека такой конъюнктуры вполне объяснима. В свете любимого нынче в сфере образования спора о чрезмерной учебной нагрузке школьников становится понятным, почему вообще возник спрос на подобные «учебные» пособия: количество домашних заданий по разным предметам порой исключает саму возможность вдумчивого чтения -- школьникам хотя бы в курс войти, о чем речь в произведении. Соответственно, основной задачей становится -- как можно быстрее прочитать. Нередко к отказу от чтения ведет уже сформировавшийся интерес ребенка к чему-то другому.

-- Нежелание читать -- болезнь нашего времени, -- уверена учитель литературы физико-технического лицея № 1 Елена Златогорская. -- Один учитель здесь ничего не сделает, потому что эта глобальная проблема таким местечковым образом не решается, для этого нужно переделать весь мир. Но это невозможно, и мы просто-напросто сталкиваемся с оборотной стороной прогресса. Несколько лет назад у нас была совершенно уникальная методика -- ведение парного преподавания литературы в старших классах. Такая методика предполагает чувства партнера. К примеру, в паре с Натальей Тимофеевной Киреевой мы вели уроки по роману Гончарова «Обломов»: старались выработать у детей собственное мнение, намеренно занимая диаметрально противоположные стороны, вырабатывая категоричные суждения, а у детей при этом возникала необходимость выработать свою точку зрения, потому что каждый из нас тянул одеяло на себя. Но надо признать, что дети изменились, и то, что можно было сделать с теми детьми, невозможно сделать с нынешними, у которых больше прагматизма. Если раньше надо было лишь придать ускорение детям в чтении, то теперь приходится применять больше авторитарных способов.

В последнее время школа часто становится мальчиком для битья: чуть что -- виноваты учителя. Однако избитый девиз «Школа -- наш второй дом» заставляет вспомнить, что есть кое-что на первом месте, а точнее -- семья. Не родители ли первыми должны озаботиться атмосферой вокруг ребенка, если хотят, чтобы их чада выросли эрудитами? Многие учителя в качестве одного из способов называют практику домашнего чтения XIX-XX веков, когда вечером собиралась семья, открывали книгу и читали вслух. Позволю себе усомниться в реальности такого подхода в нашем безумном мире. Усадить детей слушать повествование можно до определенного возраста, который закончится еще до того, как ребенок пойдет в школу. Да и многие ли взрослые найдут время и желание для такого времяпрепровождения? Хотя ответственный родитель не поленится систематически читать ребенку на ночь, взращивая в нем жажду художественного слова. Что действительно может сыграть роль в последующем самоопределении ребенка в стан книгочеев или враждебных им граждан -- это общая культура семьи, где или есть библиотека, или нет.

Вы не скажете, как пройти в библиотеку?

А может, это все выдуманные проблемы? Поголовно всех записаться в библиотеку все равно не заставишь, а книги все так же исправно мигрируют с библиотечных полок по домам и обратно, по доброй ли воле маленьких обладателей читательских формуляров или вследствие объективной необходимости сделать уроки. О способах, как пробудить у ребенка интерес к книге, рассказывает заведующая детской библиотекой-филиалом № 11 Валентина Филатова:

-- Мы составляем репертуар тематических бесед со школьниками на весь учебный год и распространяем его по гимназиям и школам: приводят детей те учителя, которые легки на подъем. За эти полмесяца у нас прошло шесть мероприятий. Конечно, не скажешь, что после них у нас выстраивается очередь за книгами, но, к примеру, недавно у нас была презентация книги Татьяны Толстой «Детство Лермонтова» -- произведение само по себе очень интересное. И, когда мы закончили, тут же подошел мальчик и попросил выдать ему книжку.

Так, по капельке, читающая публика и образовывается. Правда, и у детей преобладает тяга к легкому чтиву -- Валентина Вячеславовна отмечает, что большим спросом пользуется детская фантастика и ужастики, которые не читаются больше одного раза, периодика вроде комиксов «Микки Маус», «Том и Джерри», девочки предпочитают журналы «Маруся», «Ромео и Джульетта» -- все это лежит на виду, в открытом доступе. Куда деваться, это тоже надо, но в плане художественной литературы получается, что чаще всего берут книги, которые заданы по школьной программе. Собственного поиска нашим детям явно не хватает.

-- Сейчас встал вопрос о необходимости разработать общероссийскую программу чтения, делаться это должно министерством культуры совместно с министерством образования, -- продолжает Валентина Филатова. -- Однако любая программа требует финансовых затрат, и пока это только разговоры. К вопросу нужно привлекать книгоиздательства, поддерживать писателей, которые пишут для детей не только детективы, но и о жизни современных подростков -- здесь у авторов как раз пробел.

Вот это уже ближе к истине: как требовать от ребенка вкуса к серьезной литературе, если в детстве ему приходилось довольствоваться развлекалками, не несущими никакой моральной нагрузки. И мало кого из современных детских писателей можно поставить в один ряд с Носовым и Драгунским, которыми дети зачитываются до сих пор.

…В читальный зал детской библиотеки вошел мужчина и попросил библиотекаря найти какие-нибудь стихи о Саратове для дочери, которой задали в школе выучить что-нибудь из этой серии наизусть: «Нет, она у вас не записана, но вы просто найдите какой-нибудь стишок, я его перепишу и уйду!». Да и правда, чего ребенку мучиться, тратить время на поиски неизвестно чего! Не археолог.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10102006125317&oldnumber=366