"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (360) от 10.08.2006 г.

Грустный юмор, сваренный в молоке

Ирина КАБАНОВА

О чешском кино мои воспоминания ограничиваются сказками 70-х годов во главе с лентой «Три орешка для Золушки», с которыми познакомилась в нежном возрасте. А сказки, надо признать, чехи делать умели. Одна натура средневекового европейского города чего стоит! Прошло время, чешское кино пережило потрясения так же, как и наше, но знакомить нас с плодами нынешнего состояния кинематографии бывшего брата кинопрокатчики не торопятся.

Каковы бы ни были причины, речи о неконкурентоспособности кинематографа стран бывшего соцлагеря быть не может – фильм «Хроники обыкновенного безумия» режиссера Петра Зеленки,

получивший специальный приз на Московском международном кинофестивале в 2005 году и демонстрируемый сегодня в Доме кино, тому подтверждение.

Все-таки эгоистичное существо человек. Собственные переживания его порой волнуют больше, чем война в Боснии. В сущности, ничего нового. Любовь. Она оставляет его. Он варит ее волосы в молоке, чтобы вернуть ее, – есть и такой способ. Правда, волосы оказываются все-таки не ее – в темноте да спьяну сложно делать дела, но не это главное. Главное, что мы, слава богу, безумны. Что способны кухарить подобным образом и отправляться за тем, кого любим, в посылочном ящике. Правда, не всем это нравится. Мать главного героя ищет в своем непутевом сыне и «потухшем» муже признаки болезни Альцгеймера – еще бы, ведь это ненормально, если у 35-летнего парня нет женщины, а пожилой мужчина считает пузыри, выскакивающие из пивной бутылки. Сквозь смешные и нелепые ситуации на первый план выходит спор о том, кто что считает нормальным. Вспоминаются слова Ипполита из «Иронии судьбы»: «Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам!». В самом деле, почему? Кто придумал, что надо соблюдать эти дурацкие приличия, попросту мешающие выразить свои чувства и вообще понять друг друга? Да и как можно справляться с иррациональным чувством рациональными решениями? Технократический мир не может дать свою выверенность миру человеческих взаимоотношений. Здесь так и будут наступать на один и те же грабли, искать счастья в посылках, расходиться и сходиться и проверять на своей шкуре извечную пословицу «Что имеем – не храним…».

Пожалуй, фильму подойдет определение жанра психологической комедии: смешно, правда, смеяться почему-то не хочется. Юмор Зеленки – это юмор с грустными глазами, понимающий, что если у кого-то счастье складывается, то у кого-то рядом - обязательно нет. Закон физики.

О современности в фильме говорят не только активно используемые героями сотовые телефоны. Еще – все ситуации отражают тот факт, что женщины сегодня ведут. Мужчины, уж извините, оказываются не готовыми к принятию конкретных решений, которых ждут от них женщины. Куда деваться, приходится все делать самой: первой идти на мировую, назначать свидания, да и вообще побуждать к действию. А может, так было всегда? Может быть, именно благодаря этому нерешительность оборачивается безумством со знаком «плюс». И именно это, оказывается, наше нормальное состояние.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10082006122938&oldnumber=360