"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 30 (360) от 10.08.2006 г.

Учись, сынку, - брешь пробьёшь

Ирина КАБАНОВА

Хорошо известен принцип «если можешь не писать – не пиши». О том, насколько пишущая братия готова вести среди себя разъяснительную работу, свидетельствуют забитые массовой литературой книжные полки в магазинах. Притом количество умеющих составлять слова в предложения не только не убавляется, но и, выражаясь казенным языком, «прирастает молодежью».

Клуб по интересам

Сам по себе этот факт, скорее, отраден: люди с ранних лет занимаются изящной словесностью, а не сбором конопли (хотя одно другого не исключает, позволю себе предположить, что всерьез озабоченные мужской и женской рифмой не тратят время на полевые работы). Известно также, что писать пробуют все, только одни это дело бросают, другие становятся поэтами. Определить ту грань, которая делает или не делает человека поэтом или прозаиком, можно, пожалуй, лишь словом «талант», ибо случается, что творчество тех, кто в один прекрасный момент оставил литературное поприще, можно смело называть искусством, равно как не имеющее конца-краю сочинительство иных – ремесленничеством. Талант, как известно, либо есть, либо нет – стоит ли искать скрытые резервы? Но, кажется, не для этого создаются литературные объединения, куда стекается молодежь с рукописями и надеждами.

Несмотря на то что литературная ситуация в Саратове описывается фразой «пациент скорее мертв, чем жив», юные литераторы находят, куда приткнуться, – в одну из трех студий при региональном отделении Союза писателей, кружок в каком-нибудь центре детского творчества или факультатив в школе с неизменным названием «Проба пера». И хотя литературное творчество – процесс, требующий одиночества, стремление обнародовать его плоды или просто желание пообщаться с единомышленниками заставляет идти «в народ».

- Ко мне приходят люди – каждый второй влюблен, каждый третий – с диагнозом, сочинительство – это ведь все аномально, - поясняет поэт Николай Байбуза, руководитель поэтической студии «Аз». - В принципе, цель объединения – борьба с одиночеством. А учить писать стихи бесполезно. Я лишь могу объяснить теорию: вот мужская рифма, вот женская, вот формы сонета, вот степень выразительности. Так что, в сущности, это клуб по интересам.

Существование в обществе себе подобных очень важно для совсем юных авторов – им с их открытой душой, еще не познавшим ни идеологических трений с собратьями по перу, ни проблем с собственной издаваемостью, хочется быть услышанными. Но приходят в такой клуб порой подростки с такими зрелыми стихами, с какими впору являться в редакцию «Нового мира». Поэтическое творчество Насти Колокольниковой, ученицы лицея гуманитарных наук, два года подряд занимавшей первое место на Всероссийской олимпиаде по литературе в Москве (а дело это практически нереальное для провинциального школьника), свидетельствует не только об одаренности, но и об абсолютной объективности и самокритичности автора, что само по себе является редкостью. И пусть таланту не научишь, но можно открыть ребенку, у которого есть предрасположенность к творчеству, эстетику слова – по крайней мере, для того, чтобы внести лепту в обескровливание армии графоманов.

Николай Байбуза отмечает, что среди юных любителей слова много тех, у кого уже сложились стереотипы. Тут мне вспоминается эпизод из одной детской книжки, где два человека, одержимых стихосложением, спорят о рифме и один из них заявляет, что на рифму "речки-черешни" променяет все "грозы-морозы" вместе взятые. А если серьезно, то, насколько сочетается стереотипность мышления с одаренностью, вопрос.

Участник семинара – это звучит…

И все-таки: есть ли польза от литературного объединения именно для творчества? Наш земляк, известный автор политических детективов Лев Гурский, посетив за свою творческую жизнь всего два семинара молодых писателей, пришел к выводу, что люди приезжают туда вовсе не для того, чтобы обменяться какими-то знаниями или показать друг другу свои произведения, а исключительно для того, чтобы встретиться, познакомиться, поговорить и выпить водки. В этой связи возникают сомнения в производственной необходимости таких семинаров.

- Будь то мероприятие для молодых авторов под эгидой, скажем, фонда Филатова, или работающий давно и как бы результативно семинар молодых фантастов под руководством Бориса Стругацкого, - уверен лев Гурский, - туда приходят не для того, чтобы послушать мэтров, и не для того, чтобы учиться писать – это либо умеют, либо нет, - а для того, чтобы пообщаться. Но в качестве атрибута литературной жизни это гораздо лучше, чем всякие презентации и тусовки, потому что нечто профессионально организующее здесь присутствует.

Практический смысл от такого общения, возможно, кто-то для себя найдет, но это уже зависит от личного умения находить пользу во всех проявлениях бытия. Многое из того, что имело значение в литературной жизни страны в советском прошлом, теперь потеряло смысл и перестало быть подспорьем для молодого автора.

- Раньше на человека можно было налепить лейбл - к примеру, «участник Второго всесоюзного семинара молодых фантастов», и твой ничтожный социальный статус можно было им подпереть, – отмечает Лев Гурский. - Ты не просто так, а участник семинара, и твой рассказ, который был прочитан на семинаре, мог быть рекомендован в сборник. Фантастика была дозированно распределена между издательствами, и если ты попадал в некую команду, то у тебя был шанс напечататься и выйти на большую аудиторию. А теперь, даже если по итогам семинара выйдет сборник тиражом в 500 штук, - это всего лишь маленькая радость для братской могилы: авторы выкупят по 10 экземпляров и раздадут своим друзьям. То, что этот сборник станет общественно значимым событием даже в пределах области, мало вероятно. Чтобы он стал таковым, нужно, чтобы две трети этого сборника составляли вещи либо гениальные, либо вещи, которые что-то переворачивают.

Несомненно, составление такого сборника займет не один год, если задаться целью собрать таланты по крупицам, и уж ясно, что этому вряд ли помогут «кузницы литературных кадров»: определение «великий писатель» или «великий поэт» - не ученая степень, получаемая после нескольких лет штудий в аспирантуре, и действительно одаренному человеку совсем не обязательно отмечаться в каких-нибудь кружках и семинарах молодых литераторов. Однако пробующие перо часто стремятся попасть в «расположение части» людей опытных, в надежде, что те оценят и укажут путь. Но люди опытные – не всегда люди одаренные, поэтому заниматься в семинарах имеет смысл лишь в том случае, если его ведет бесспорный мэтр.

- Если бы не было Бориса Стругацкого, не было бы и семинара, потому что других таких авторитетов для фантастов у нас нет. И любой, кто бы взялся вести это вместо него, автоматически зачеркнул бы это мероприятие, - считает Лев Гурский, памятуя о том, что общение людей неталантливых не может привести к созданию чего-то талантливого. - Вот писатель Лубоцкий главной проблемой считает то, что саратовским писателям негде общаться. А чего им общаться-то? Писателю Ш. с писателем П. не о чем говорить, потому что писатель Ш. ненавидит писателя П. за то, что писатель П. был обласкан губернатором и получает какие-то субсидии, на которые издает книжки, а другие нет. Мне кажется, что люди, которые хотят что-то делать и умеют что-то делать, должны как от чумы бежать от всяких объединений. Если человек действительно талантливый, то он найдет возможность напечататься – их сейчас множество в Москве и Питере, где еще есть периодические литературные издания. В каждом издательстве, которое делает деньги на Марининой и Лукьяненко, все равно огорожена некая делянка для серьезной прозы, и возможность для публикации хороших текстов, не принадлежащих к попсе, есть.

Никто не обещал, что будет легко, но ведь если бить в одну точку, рано или поздно появится брешь. Главное – чтобы в том месте, куда бьешь.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10082006122904&oldnumber=360