"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 28 (358) от 27.07.2006 г.

Светлое будущее детского театра

Ирина КАБАНОВА

Закрыты театральные кассы, и публика в приподнятом настроении не толпится вечерами у входа. Но даже если в театре летом затишье, то мысль кипеть не прекращает ни при каких обстоятельствах – к примеру, у ТЮЗа планы на следующий сезон поистине наполеоновские.

Новый сезон в театре объявлен сезоном русской классики. В числе будущих премьер - планируемый к выпуску в декабре «Конек-Горбунок» в постановке главного режиссера театра Юрия Ошерова, «Дядюшкин сон», ставить который дал согласие режиссер Георгий Цхвирава (в недавнем прошлом – главреж Казанского ТЮЗа), а в мае режиссер Александр Петров, худрук Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье», представит новую версию спектакля «Барышня-крестьянка» в жанре мюзикла. Более того, есть и совсем необычный, и потому заманчивый проект – режиссер Паоло Эмилио Ланди вместе с художником Санти Миньеко, знакомые саратовским зрителям по трем спектаклям, давно имеют желание окунуть театр в то, чем он никогда не занимался, и поставить классическую греческую трагедию. Однако более конкретных границ идея пока не имеет.

Следующим летом ТЮЗ вернется к практике обменных гастролей, которыми в настоящее время Саратов балуют все реже: после майской премьеры театр отправится на три недели в Ригу, а тюзовская площадка в это время будет принимать Рижский театр русской драмы. Подобные отношения между театрами активизируются каждые пять лет.

Участие театра в фестивальной жизни тоже обещает быть активным: в октябре планируется поездка в Мытищи на фестиваль городов-побратимов «Подмосковные вечера» со спектаклем «Брак по-итальянски», апрель ознаменуется для труппы IV Всероссийским фестивалем театрального искусства для детей «Арлекин» в Санкт-Петербурге, а в июле театр ждут на международном фестивале «Летний фонтан» в Риме.

Что касается открытия сезона, то произойдет это в виде необычной акции: в сентябре театр проводит творческую лабораторию «Четвертая высота – другой театр, новая драма» с участием молодых режиссеров, драматургов и ведущих театральных критиков, целью которой является дать старт новым пьесам. Задача актеров усложняется тем, что реализовать задумку режиссера приходится в минимальных временных рамках. Возможно, лучшие спектакли, родившиеся на таком творческом семинаре, войдут в репертуар театра.

Примечательно, что к столь плотному графику добавляется задача взрастить смену: после шестилетнего перерыва Юрий Ошеров вновь набирает актерский курс. «Москва продолжает выманивать молодежь из Саратова, а нам необходимо новое пополнение труппы, молодежный театр требует молодых сил», - отмечает Юрий Петрович. Сразу после того, как было найдено дополнительное финансирование и получено разрешение от федеральных властей на набор еще одного театрального курса (в этом году на театральном факультете консерватории курс набирал главный режиссер театра драмы Григорий Аредаков), с 17 по 21 июля прошли конкурсные испытания первого потока, на которые молодые силы не заставили себя ждать: 70 человек боролись за 7 мест. В число счастливчиков вошли 6 девушек и только 1 юноша, четверо претендентов сильного пола рекомендованы на осень – со 2 сентября состоится прослушивание второй партии мечтающих о театральных подмостках, поскольку осталось еще восемь стипендий. Так что у тех, кто внезапно ощутил непреодолимую тягу к сцене, есть время подготовиться. А это, между прочим, архиважно: пообщавшись с нынешними выпускниками школ, Юрий Ошеров пришел к выводу, что в области культуры они воспитаны достаточно слабо, чего стоит намерение одного из конкурсантов почитать кое-что «из Василия Николаевича Гоголя».

Мастерству будущие актеры станут обучаться как у самого главрежа театра и народного артиста России Александра Соловьева, так и у молодых, но опытных актеров ТЮЗа Виктории Самохиной и Антона Щедрина, проявляющих интерес к педагогике. Как подчеркнул Юрий Ошеров, основное отличие тюзовского курса от курса театрального факультета в том, что первый будет кузницей кадров не актеров театра и кино вообще, а актеров именно детского театра. «Мы собираемся не воспитать их для отправки в Москву, а заинтересовать именно этим театральным направлением, передать опыт, накопленный нашим театром, этим детям, чтобы им захотелось с нами быть и творить. Поэтому среди изучаемых предметов будет факультатив, рассказывающий историю саратовского ТЮЗа», - подчеркивает Александр Соловьев. В таком контексте понятна радость конкурсной комиссии, нашедшей кандидатуры на амплуа травести, по мнению Ошерова, незаслуженно отторгаемое, поскольку герои на сцене детского театра – далеко не всегда люди взрослые.

Тюзовские педагоги ставят задачу учить молодежь театру психологическому, который занимается человеческой душой. Потребность в таком театре, который работал бы на обеспечение баланса между духовной и все более довлеющей сегодня меркантильной стороной жизни, очевидна. Несмотря на то что проникаться профессией ребята будут непосредственно в стенах театра, мечты о скором выходе к зрителям им придется оставить - по крайней мере, на первые годы обучения. «Ранний успех оборачивается вывихами, сцена столь же опасна, сколь прекрасна, - отмечает Юрий Ошеров. – Поэтому дети будут заниматься только тренингами, упражнениями, учиться наблюдать за жизнью и людьми и к сцене пока допущены не будут».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31072006114208&oldnumber=358