"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (356) от 13.07.2006 г.

Московский кинофестиваль: скромность и противоречия

Владимир СЕМЕНЮК

28-й Московский международный кинофестиваль начался со скандала. Такого не было за всю его историю: знаменитый австрийский кинорежиссер М. Ханеке («Пианистка», «Скрытое»), давший согласие стать председателем жюри, за две недели до открытия от своей миссии отказался. Члены жюри выбрали председателя из своих рядов. Им стал польско-французский режиссер Анджей Жулавский, умеющий, как говорят на фестивальном сленге, хорошо «жюрить».

Новая история ММКФ началась семь лет назад, когда его президентом стал Никита Михалков. Он созвал команду отборщиков, дал им свободу, приглашал звезд мирового кино. На этом фестивале для демонстрации двенадцати программ фильмы представил отборочный комитет, состоящий из восьми специалистов. Чтобы отобрать 120 зарубежных и 60 отечественных фильмов, им пришлось посмотреть несколько сотен картин. Печальным событием стал уход руководителя программ профессора К. Разлогова и руководителя пресс-центра П. Щепотинника. То, что фестиваль живет и совершенствуется, во многом их заслуга. О причинах Н. Михалков говорит односложно: «Идет ротация специалистов. Естественный процесс». Однако других специалистов такого уровня у нас в стране нет.

Несколько лет центром фестиваля был Манеж, потом Дом кино. Своего здания у фестиваля нет. Впервые ММКФ проводился в мультиплексе «Октябрь» на Новом Арбате: девять залов, №1 - 1518 мест, № 9 - 160. Удобно, но мультиплекс настроен на коммерческий лад. Между тем фильмы на ММКФ имеют одну особенность - они являются произведениями искусства.

Я посмотрел сорок фильмов: весь конкурс, русское кино, лучшие зарубежные фильмы. Основа любого кинофестиваля - конкурсная программа. С ней всегда были трудности, слишком велика конкуренция с другими фестивалями класса «а». Однако в последние годы она становится все более интересной и все более неровной. Из 17 конкурсных фильмов шесть, на мой взгляд, не соответствуют уровню фестиваля. Впервые в конкурсе участвовали произведения трех классиков современного кино: Б. Блие, И. Сабо, Р. Руиса; между ними картины «штучных» дебютантов: А. Северина, Д. Брока, О. Карима.

Присуждения главного приза шведскому фильму «О Саре» мало кто ожидал, в том числе и сам режиссер. Картина о типичной шведской женщине в период от двадцати до тридцати лет. За это время, отправив мать в дом для престарелых, она делает успешную бизнес-карьеру. Не везет ей с мужьями. И футболист, и коллега по работе оказываются сексуально несостоятельными, свое счастье она находит в объятиях рабочего-африканца. В этой роли снялся брат режиссера Отмана Карима, родившегося в Уганде, приехавшего в Швецию, когда ему было пять лет, учившегося в США. Приз «Золотой Святой Георгий» в руках чернокожего шведа – вершина европейской политкорректности мудрого жюри.

Бертран Блие - режиссер провокационный. Художник, считает он, в искусстве никогда не должен быть политкорректным. В фильме «Сколько ты стоишь?» (приз за режиссуру) клерк, выигравший в лотерею 2 млн. евро, предлагает роскошной итальянской проститутке (Моника Белуччи) все прелести жизни. Ситуация меняется непредсказуемо: возникает прежний любовник-мафиози (Жерар Депардье). Фильм – обощение многих тем, мотивов, сюжетов творчества Б. Блие. Режиссер виртуозно использует музыку из итальянских опер.

«Уроки вождения» (специальный приз жюри) – фильм-воспитание, режиссерский дебют очень успешного английского сценариста Д. Брока. Семнадцатилетний Бен (Руперт Гринт, известный по фильмам о Гарри Поттере) под влиянием взбалмошной, но очаровательной старушки-актрисы (Джули Уотерс, приз за лучшую женскую роль) стремительно взрослеет и вырывается из-под влияния религиозной и лицемерной мамаши. Фильм точен, эстетически выверен, как большинство английских фильмов и сериалов.

Современное фестивальное кино избегает крайностей авангардизма и пошлости блокбастеров, оно стремится создавать искусство, отвечающее эстетическим критериям и понятное зрителям. Поэтому фильмы - призеры ММКФ вместе с «Клятвой» Ч. Кайге (фильм открытия) и «Возвращением» П. Альмадовара обязательно стоит смотреть.

Специальные события

Фестивальная жизнь полна неожиданностей. Как раз во время дискуссии «От «чернухи» к «глянцу». Образ России в кино нового времени» появляется режиссер Андрей Смирнов («Белорусский вокзал», «Осень») и приглашает на премьеру. Так и написано в приглашении: «Специальное событие в рамках российских программ ММКФ». При поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии он воплотил свой проект - десятисерийный документальный сериал «Свобода по-русски». Все центральные телевизионные каналы отказались предоставить эфир для сериала. Запрещенного кино у нас в стране нет, но, оказывается, есть кино, не допущенное к показу. В Белом зале Дома кино мы посмотрели четыре серии (по двадцать шесть минут) – «Разгон», «Аплодисменты», «Одиночество», «Цена». Документальное кино высокого класса, строгое следование фактам: разгоны Думы, Учредительного собрания, Верховного Совета показаны без политкорректности. Такова история борьбы за свободу и демократию. Почти все факты известны, но в фильме есть то, чего сегодня нет на телевидении – своя интонация размышления на сложную тему. В роли ведущего - рок-музыкант Юрий Шевчук. Приглашение его на эту роль – большая удача документалистов. А. Смирнов уверен, что сериал «Свобода по-русски» будет показан по телевидению. Не все участвующие в обсуждении разделяли его уверенность.

Другое событие - тоже полная неожиданность. В зале номер один показали рабочие материалы фильма Ю. Кары «Мастер и Маргарита». Двенадцать лет фильм пролежал «на полке», создатели выясняли отношения с наследниками писателя. Продолжительность фильма четыре часа, мы посмотрели двухчасовую версию. И у нее есть свои достоинства, но судить будем, когда посмотрим полностью.

Верю. Жерар Депардье

Звезды мирового класса - украшение фестиваля, знак его престижности, способ привлечь внимание широкой публики. Их было много на прежних фестивалях. На этот раз приехала только Жаклин Биссет, зато фестиваль посетили знаменитые режиссеры Чен Кайге, Бертран Блие, Иштван Сабо, Рауль Руис, должен был приехать Такеши Китано. Главным событием стал приезд Жерара Депардье, получившего приз «Верю. Константин Станиславский». Великий артист на вопросы журналистов отвечал подробно и в который раз всех очаровал. О Станиславском он знает давно, с тех пор как стал играть в театре (с 1965 года), хотя сторонником системы не является. Хочет сыграть Дмитрия Карамазова, русский характер ему близок. Что это такое? Ветер гуляет на равнине, и нет ему преград. Кинематографистам все труднее получать деньги на серьезные проекты. Кино он не бросит, но на телевидении сегодня больше возможностей. Политикой не интересуется, ему лучше посидеть в ресторане и посмотреть футбол. «Я люблю жизнь во всех её проявлениях и готов обсуждать любые творческие проекты и предложения».

В остатке

XXVIII ММКФ был самым скромным по масштабу за последние годы. И все же он заставил тех, кто любит кино, еще раз задуматься о проблемах развития искусства. Кинофестиваль все больше становится площадкой для продвижения фильмов к зрителю, почти все фильмы-призеры закупаются и выходят в прокат, но в стране по-прежнему не хватает современных кинозалов. В среднем на каждом фестивале показывалось около 500 картин, сейчас в два раза меньше, не стало ретроспективы выдающихся режиссеров современности. Многих молодых режиссеров вообще забыли пригласить. Российское кино повернулось лицом к зрителю, в моде «фильмы о жизни», но относительный успех российской программы (полные залы в Доме кино), это, как сказал президент фестиваля, только аванс. Вполне возможно появление конкурсных программ документального и анимационного кино. Московский международный кинофестиваль для на по-прежнему остается единственной возможностью понять мировой кинопроцесс, а для русского искусства – найти в нем свое место.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18072006162028&oldnumber=356