"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (344) от 20.04.2006 г.

Народный квартет

Штатный Зритель

В академическом театре драмы им. Слонова в минувшие выходные состоялась премьера спектакля «Квартет». Пьеса написана англичанином Рональдом Харвудом и имеет подзаголовок «Мелодраматическая история в двух действиях».

Действие происходит в доме престарелых. Правда, не в простом, а в профессиональном – в доме ветеранов сцены. К трем бывшим оперным певцам, уже проживающим здесь некоторое время, вдруг присоединяется еще один - точнее, одна, и ее появление вызывает небольшую бурю в этом маленьком коллективе. В пьесе много разговоров о сексе, но они не пошлые; в ней достаточно смешных моментов, местами автор намеренно резко меняет тональность с пафосной на комедийную, но при этом спектакль не превращается в обычную комедию. В «Квартете» сделана попытка поговорить и о смысле искусства (герой Галко пишет автобиографию, где предается таким размышлениям), и о том, что заставляет мужчину и женщину быть вместе или расставаться. Впрочем, вряд ли можно признать эти попытки удачными, поскольку размышления об искусстве сводятся к одной не слишком оригинальной фразе: «Искусство мертво, если оно не заставляет биться сердца». А нюансы взаимоотношений героев друг с другом и с их любимыми, к сожалению, не столько разбираются, сколько просто проговариваются. А поскольку все эти разговоры ведутся во втором действии, то оно по сравнению с первым, где только загадываются загадки относительно причин поступков героев, производит впечатление более слабого и малосодержательного. Но, несмотря на все это, спектакль оставляет весьма светлое впечатление. И в основном это происходит благодаря актерам.

Спектакль камерный – все два часа на сцене всего четверо актеров, но зато каких – сплошные народные артисты России: Валентина Федотова, Людмила Гришина, Александр Галко и Григорий Аредаков – цвет саратовской сцены. Они не только мастера, но и старейшины, учителя, художественные руководители – те, кто и должен показывать класс, подавать пример молодому поколению актеров. Правда, в связи с этим вспоминается эпизод из «Записок самоубийцы» Булгакова, где главному герою Максудову объясняют, почему, несмотря на то что его пьеса всем понравилась, театр ее ставить не может и требует переделки. Потому что в ней «основоположники» театра, которым около шестидесяти, не могут найти себе ролей, ибо все герои молоды. «Квартет» - случай обратный, это как раз пьеса для наших «основоположников», и это к лучшему. Ведь не всякий зритель идет только на лихо закрученный сюжет, развлечься и посмеяться. Многие желают сопереживать, для чего от актера требуется прежде всего достоверность, искренность чувств. А вот этого, не в обиду будет сказано, молодому поколению актеров чаще всего и не хватает. Народные артисты в «Квартете» играют так, что веришь каждому их слову и жесту. Правда, не забывая, что они - на сцене, а ты – в зрительном зале. Рискну предположить, что «Квартет» может стать настоящей визитной карточкой театра драмы на ближайшее время. Наконец-то у нас появился спектакль, который соединил в себе все лучшие стороны антрепризы и репертуарного театра: легкость жанра и не слишком «грузящий» сюжет сочетается с качественным исполнением и известными именами. Надеюсь, спектакль станет поистине народным, и кассовые сборы на нем побьют все рекорды театра. По крайней мере, я теперь точно знаю, что рекомендовать посмотреть гостям городам…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20042006102403&oldnumber=344