"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (344) от 20.04.2006 г.

Оживший пластилин

Ирина КАБАНОВА

Вот ведь парадокс: детям по ТВ смотреть нечего, а российские мультипликаторы трудятся в поте лица. И не только в столичных студиях фонтанирует творчество – оказывается, саратовская анимация живее всех живых.

Ре-анимационное отделение

Посвященные утверждают, что саратовская мультипликация началась с легкой руки художников Романа Мерцлина и Алексея Заболотнева, работавших в свое время на студии «Саратовтелефильм» на ГТРК, занимавшейся теледокументалистикой.

В 1997 году финансирование региональных телестудий сошло на нет, «Останкино» как единая государственная телекомпания перестала существовать, и процесс снежным комом прокатился по регионам, где возможности телестудий сильно сокращались, так что в провинции практически перестали снимать мультфильмы. Однако природа, как известно, пустоты не терпит: в 2000 году художники с «Саратовтелефильма» - Эдуард Беляев, Алексей Кондрашов, Андрей Мельников, Дмитрий Палагин – собрали волю в кулак и решили сами заняться поисками финансирования. «Отсюда есть пошла» авторская студия анимационных фильмов «Аквариус фильм».

В 2001 году был сделан пятиминутный «пилотный» мультфильм «Лобо» - некая демонстрация технических и художественных возможностей саратовской студии, – который вошел в выпущенный в Москве мультсборник. Следующие два года ознаменовались творческим затишьем: спонсоров найти не удавалось. Наконец, в 2004-м Палагину и Кондрашову удалось снять фильм «Сказка с ангелом», отмеченный на X открытом фестивале анимационного кино в Суздале в 2005-м. Сентиментальная рождественская история о девочке, взгрустнувшей по поводу заболевшего плюшевого мишки, к которой на помощь летит ангел, вызвала нарекания критиков, озабоченных несоблюдением канонов в изображении «воинства Божьего». К примеру, ангел всегда должен быть изображен с крыльями (крылья в мультфильме есть, правда, они разные, и это дало, видимо, повод думать, что канон нарушен). Впрочем, всякий творческий человек знает – раз ругают, значит, все в порядке. Съемочная группа, в отличие от девочки, грустить не стала, а принялась за сценарий восьмилетней давности, написанный Палагиным к 200-летию А.С. Пушкина, но не нашедший в то время родственной души в лице спонсора. На сей раз откликнулась московская кинокомпания «Мастер-фильм», и через год работы – обычный период для съемок 15-минутного мультфильма - в Доме кино состоялась премьера «Дорожных жалоб».

Гений из пластилина

Сценки из провинциальной жизни сделаны в жанре «картинок по старинке», первопроходцем которого был Алексей Заболотнев. Лубочная стилистика фильма возникла из ассоциаций художника-постановщика. «Пушкинские произведения – это лубок, хотя я не могу четко сформулировать, почему», - объясняет Дмитрий Палагин. С этим можно соглашаться или нет, но избранная художественная форма оказалась органичной сценарию, где нет ни одного слова не из Пушкина (о том, кому должны достаться все лавры, повествуют титры: невидимая рука зачеркивает фамилию Палагина и надписывает: «Александр Пушкин»). Кстати, сам Пушкин в фильме получился «себе на уме», что, между прочим, добавляет ему обаяния: принятый в литературном мире, выражаясь словами Вересаева, «иконописный лик поэта» изрядно поднадоел. Выражение лица полуметрового пластилинового Пушкина, занявшего почетное место в студии, наводит на мысль о том, что в этой мастерски вылепленной голове, увенчанной цилиндром, явно есть что-то еще, кроме пластилина. Кстати, это единственная объемная фигура, использованная в фильме, снятом в технике полуобъемной перекладки.

Эти слова за кажущейся на первый взгляд мудреностью скрывают простой принцип: фигурку лепят на плоскости в полуобъеме, и ее движение на экране – результат покадрового изменения положения ее частей. Вадим Пегасов показывает мне так называемые подменки: шесть или семь слепков вида ботинка в развороте. «Перекладка упрощает процесс, - объясняет Вадим. – В рисованной мультипликации, чтобы снять движение, нужно все перерисовывать целиком».

Назад, в будущее

Вообще, о технических возможностях аниматоров разговор особый. То, что мультипликация – дело затратное, не новость. Однако затратность эта варьируется в зависимости от анимационной формы. Например, в Саратове никогда не делали кукольных мультфильмов, в отличие, скажем, от Самары, Нижнего Новгорода или Перми, поскольку в распоряжении аниматоров «Саратовтелефильма» не было важного условия для этого – павильонов. Ведь куклы – это прежде всего объем, а объем требует пространства. Однако и нам есть чем гордиться: не в каждой анимационной студии был мультстанок, в Саратове он был. Есть он и сейчас на «Аквариус фильме» - как мне рассказали на студии, его спасли в период прекращения государственного финансирования местных ТВ, когда анимационные студии начали закрывать, а оборудование – выбрасывать. Ценность мультстанка в том, что он обеспечивает неподвижность кадра при съемке: камера на установке укрепляется вертикально, объективом вниз, а под камерой на стеклянных ярусах выкладываются фон кадра, задний и передний планы и т.д., что вкупе дает глубину кадра.

Увидеть «Дорожные жалобы» по телевизору пока вряд ли удастся: поскольку прокат сегодня упирается в коммерческую выгоду, телеканалам проще крутить старые мультфильмы, которые не требуют оплаты авторских прав. Что характерно – деньги находятся на заморских рисованных уродцев, приводящих в ужас родителей, чьи дети в указанное время прилипают к экранам, а в это время отечественные мультики с человеческой эстетикой ищут выход на фестивалях. Поэтому альтернативой прокату новых анимационных фильмов выступает интернет – если уж очень хочется, чтобы ваш мультик посмотрел еще кто-нибудь, кроме вас.

«Влиться в общую струю российского кинематографа сегодня сложно, поскольку нарушена структурность мультпроизводства, - говорит Вадим Пегасов. – Если раньше был госзаказ, на выполнение которого отбирались лучшие сценарии и студии и который обеспечивал выход в эфир, то теперь каждый пробивается сам. Есть возможность у фильма увидеть свет на канале «Культура», но всех желающих он не вместит». Дальнейшая судьба мультфильма, как сказал Дмитрий Палагин, - фестивали. И хотя приятно, когда авторитетная рука возлагает вам на голову лавровый венок, - «мы боремся не за призы, это все условно». За что - догадаться несложно, особенно человеку творящему.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20042006102313&oldnumber=344