"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (340) от 23.03.2006 г.

Кризис платежей как система

Александр КРУТОВ

В конце февраля руководство Саратовской газовой компании (СГК) провело пресс-конференцию, посвященную новой политике компании и ее возможным последствиям для саратовских потребителей. В пресс-конференции приняли участие новый глава СГК Сергей Лисовский, заместитель генерального директора Олег Пономарев и начальник абонентского отдела Александр Гончаров.

Прозрачная путаница

Усиление «собираемости» через призму «прозрачности»

«В ноябре 2005 года руководство Саратовской газовой компании (дочернее предприятие ООО «Межрегионгаз») в рамках политики, проводимой ОАО «Газпром», приняло решение перейти на прямые расчеты с населением за потребленный газ. Главная цель перехода на новую систему взимания платежей – создание прозрачных, понятных для потребителей и газовой компании схем расчетов за газ. Переход на систему прямых расчетов выгоден и потребителям, и Саратовской газовой компании. Прямые расчеты позволяют потребителям контролировать суммы платежей, механизм начисления платы за газ. Поставщикам газа непосредственная работа с населением даст возможность повысить собираемость платежей». С таких бравых деклараций начинался розданный журналистам пресс-релиз, однако прозвучавшая на пресс-конференции информация подводила к иным выводам. Сергей Лисовский сообщил, что полученные результаты пока говорят не в пользу новой системы – сбор платежей за поставленный в январе газ составил всего 64 процента. Вряд ли новая система сбора платежей могла порадовать и население.

Вспомним недавнюю катавасию с январскими счетами за газ, вызвавшую длившийся более месяца переполох среди саратовских потребителей. В то время многие местные телеканалы показали столпотворение пенсионеров, осаждающих главный расчетный офис СГК на улице Гоголя.

Началось все с того, что в конце января многие саратовцы получили бланки платежных квитанций за газ, в которых сумма платежей была гораздо выше прошлогодней. В новой системе платежей не было учтено горячее водоснабжение в многоэтажных домах (что автоматически повышало плату за газ примерно вдвое) и не было никаких сведений о льготниках и лицах, получающих субсидии. Впрочем, и состоятельным людям также была обеспечена нервотрепка. Один мой знакомый, проживающий в собственном коттедже со счетчиком газа, получил январский счет за газ в размере 12 тысяч рублей. Иными словами, СГК желала получить с него не по счетчику, а на основе расчета по площади отапливаемых помещений. Наверное, подобные примеры ошибочно завышенных в январе счетов за газ можно было бы продолжать и дальше. Однако нам важнее ответить на традиционные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Если верить изложенной на пресс-конференции версии, вина за произошедшее лежит на прежнем руководстве МУП «ЕРКЦ», которое только 26 января передало газовикам базу данных, содержащую упомянутые выше ошибки. Проверить и откорректировать полученную информацию уже не было времени, что и повлекло за собой массовую путаницу в счетах. В принципе, этому объяснению можно было бы и поверить, если бы не одно но. Первые счета оплаты от Саратовской газовой компании саратовцы получили не за январь 2006-го, а на месяц раньше - за декабрь 2005 года. В этих счетах стояли корректные суммы, хотя при этом уже были указаны все реквизиты СГК и даже адрес и телефон расчетного центра этой компании. Кто отпечатал и разослал потребителям эти декабрьские платежки – неизвестно. Как пояснила начальник отделения СГК по Саратову Анна Яковлева, эти платежки скорее всего являются результатом деятельности МУП «ЕРКЦ». В настоящих же платежках СГК номер лицевого счета уменьшен на один ноль. Новые платежные квитанции СГК имеют еще одно существенное отличие: в них все суммы, которые газовики надеются получить с потребителей, разбиты на две графы - «Газоснабжение» и «Регионгаз». Причем по обеим этим позициям указаны суммы долга. Что касается строки «Газоснабжение», то в ней фигурируют как текущие платежи за газ, так и долг, образовавшийся за два последних года – с момента создания Саратовской газовой компании. А вот в строке «Регионгаз» газовики указывают суммы задолженности, которая, как они считают, образовалась ранее 1 января 2004 года. Спрашивается, какой прок рядовому потребителю от подобной «прозрачности» по старым долгам? Чуть позже мы еще вернемся к этому вопросу. Пока же стоит рассказать о том, что такое «Межрегионгаз» и как собственно образовался долг перед этой организацией.

Что задолжала покойница

Начиная с 1997 года платежи за газ были выведены из общей суммы квартирной платы. Потребители получили при этом отдельные расчетные книжки треста «Саратовгаз». Все саратовцы платили за газ по этим книжкам вплоть до 2003 года. Последний платеж по такой книжке автор этих строк произвел в апреле 2003 года, заплатив авансом вплоть до октября того же года. И только теперь выясняется, что этот платеж в размере 74 рублей я произвел необоснованно. Дело в том, что начиная с 1 января 2003 года обязанность взимания платы за газ в Саратовской области была возложена на вновь образованную фирму «Регионгаз». Поначалу о такой передаче полномочий не знали ни рядовые потребители, ни кассиры учреждений, принимающих платежи. Во всяком случае, как показывает описанный выше случай, вплоть до апреля 2003 года платежи по книжкам «Саратовгаза» принимались без каких-либо ограничений. А вот осенью 2003 года мне уже не удалось заплатить по книжке «Саратовгаза». При этом кассир почтамта пояснила, что «Саратовгаз» больше с потребителями не работает, а этот счет закрыт. Поэтому мне порекомендовали ждать счетов от новой фирмы-оператора. Ждать пришлось ровно год. Только в конце 2004 года я получил первую платежку за газ от МУП «ЕРКЦ».

Неприятным сюрпризом стало то, что в «газовых» квитанциях МУП «ЕРКЦ» формально произошло «оживление» моей бабушки, умершей еще в 1998 году. Ничего удивительного здесь нет – судя по многочисленным публикациям о деятельности ЕРКЦ, в практике этой организации «оживление покойников» было обычным явлением. Однако, чувствуя свою моральную ответственность за длительный перерыв в платежах, я в течение всего 2005 года платил за себя и за покойную бабушку, намереваясь при случае произвести перерасчет и разобраться с неожиданно возникшим долгом. Однако в феврале 2006 года, когда мне пришла квитанция СГК, из которой следовало, что я (точнее, моя покойная бабушка) задолжала компании за текущие платежи по графе «Газоснабжение» 273 рубля и по статье «Регионгаз» (т. е. за период до 1 января 2004 года) 181 рубль, я отправился в главный расчетный офис СГК на улице Гоголя, где встретился с начальником отделения по городу Саратову - Анной Яковлевой. В результате выяснилось, что существующее в СГК программное обеспечение не имеет механизма корректировки ранее произведенных выплат. Иными словами, все те суммы, что я переплатил за мою покойную бабушку, должны стать бонусом Саратовской газовой компании за ее ударную работу. Но, с другой стороны, Анна Ивановна никак не могла объяснить невесть откуда образовавшуюся текущую задолженность в размере 273 рублей (хотя и согласилась погасить ее в зачет ранее произведенных выплат). А вот относительно графы «Регионгаз» Анна Ивановна честно пояснила, что скорректировать эти долги невозможно, поскольку данные о них предоставлены «Саратовгазом». Поэтому все, что находится в долговой графе «Регионгаз», подлежит не корректировке или списанию, а взысканию с потребителей.

Однако проблема старых долгов «Регионгаза» является «головной болью» не только рядовых потребителей, но и своеобразным критерием, позволяющим оценить эффективность менеджмента Саратовской газовой компании. По информации источника, близкого к прежнему руководству СГК, по состоянию на июнь 2004 года висящий на компании долг «Регионгаза» составлял около 430 миллионов рублей. При этом Павел Большеданов, покидая кресло генерального директора СГК, оставил своему преемнику Олегу Пономареву долги по текущим платежам в размере 70 миллионов рублей. За прошедший 2005 год, как утверждает тот же источник, текущий долг Саратовской газовой компании возрос на 1 млрд. 150 млн. рублей. При этом долг «Регионгаза» по состоянию на 1 января 2006 года нисколько не изменился, оставшись на уровне июня 2004 года. В ходе прошедшей пресс-конференции я попросил Сергея Лисовского официально подтвердить или опровергнуть данную информацию. Однако Сергей Михайлович доверил отвечать на этот вопрос своему заместителю Олегу Пономареву, который возглавлял СГК в период с июня 2004 по февраль 2006 года. Пономарев подтвердил, что в 2004-2005 годах действительно произошел прирост задолженности СГК, но только на 800 тысяч рублей. При этом были выплачены долги «Регионгаза» на сумму в 500 тысяч рублей. Но если руководство СГК еще в прошлом году с избытком погасило всю сумму старого долга «Регионгаза», то почему тогда до сих пор компания пытается взыскать этот долг с потребителей, указывая его в своих платежных квитанциях? Причем делает это с упорством, достойным лучшего применения.

В этом я убедился, получив очередную квитанцию СГК за февраль. Как и в январе, платежка по-прежнему содержала две графы, и в графе «Регионгаз» была указана такая же сумма долга – 181 рубль. При этом в квитанции было по-прежнему указано два члена семьи. Иными словами, газовики, как ни в чем не бывало, продолжали начислять плату за умершего человека.

…Отвечая на заданный в ходе пресс-конференции вопрос о причинах смены главы Саратовской газовой компании, Сергей Лисовский заявил, что его предшественник Олег Пономарев являлся кризисным менеджером. На сегодняшний момент как кризисный менеджер свою задачу Пономарев выполнил, а потому ему на смену пришел системный менеджер. Хотелось бы надеяться, что произошедшая смена руководства не сделает кризис последних месяцев системой.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25032006101849&oldnumber=340