"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (339) от 16.03.2006 г.

Ностальгия за роялем

Ирина КАБАНОВА

На прошлой неделе на сцене филармонии им. Шнитке впервые за последние 14 лет выступил известный саратовский джазмен Борис Золотарев.

Он не заканчивал консерваторию, за его плечами лишь музыкальная школа и музыкальное училище по классу фортепиано. Но, когда видишь, как покоряются клавиши рояля легкости и энергии его пальцев, сомнений в профессионализме музыканта не возникает. Инструмент был с детства частью жизни Бориса Золотарева, по ночам он со старшим братом Евгением слушал «Час джаза» Уиллиса Канновера на радиостанции «Голос Америки», и постепенно у них собирались джазовые записи (Евгений Золотарев в настоящее время является обладателем уникальной коллекции пластинок джазовой музыки).

Сценическая деятельность Бориса Золотарева началась с его поступлением на физический факультет СГУ – тогда Золотарев стал руководителем эстрадного ансамбля, который до него возглавлял Феликс Аронс. В составе ансамбля, помимо Золотарева, были Сергей Щеголев (контрабас, бас-гитара), Анатолий Болдырев (саксофон) и Николай Байков (ударные). Исполняя на студенческих площадках городов СССР в основном эстрадные песни, ребята вставляли в программы джазовые номера, давая выход «неугодному искусству». Своеобразным наставником для Золотарева стал патриарх саратовского и российского джаза Евгений Сурменев, участник многих джазовых фестивалей, который объяснял молодым музыкантам, как играть джаз, снабжал информацией и музыкальными записями. Влияние на творчество Золотарева оказал и Николай Левиновский, один из пионеров профессионального филармонического джаза в СССР. «Выход в свет» Бориса Золотарева состоялся в саратовской филармонии.

В 1976 году по инициативе Анатолия Катца была создана программа «Легенда и правда о джазе», которая с большим успехом шла и в Саратове, и в области. То, что в 1974 году в Саратовском музыкальном училище открылось эстрадно-джазовое отделение, говорит об уровне джазового авторитета города – всего по Союзу открылось лишь 20 подобных отделений.

Прошедший в Саратове концерт был воспринят музыкантом, живущим с конца 80-х в Нью-Йорке, как возврат к истокам – Борис Леонидович и Анатолий Иосифович периодически предавались воспоминаниям. Вечер действительно получился ностальгическим как в стиле общения со зрителями, так и в выборе вещей – звучала джазовая классика Эллингтона и Гершвина. Борис Золотарев не шоумен, и по части «охотничьих рассказов» у него, конечно, найдутся соперники, зато степень его владения инструментом отсекает все лишнее и сосредотачивает на музыке. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватало, – это импровизации, благодаря которой джаз есть джаз. Особенно это относилось к выступавшему вместе с отцом Александру Золотареву, исполнителю на вибрафоне. Впрочем, требовать этого от непрофессионального музыканта (Александр – будущий журналист), возможно, не стоит. Зато очень уверенно выступила дочь Анатолия Катца и Валентины Виноградовой, Марина, несмотря на слабость ее меццо-сопрано, - женский джазовый вокал довольно редкое явление, а потому всегда привлекательное.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16032006161755&oldnumber=339